IGROMANIA.RU
Registration
MoreLess
Популярные за неделю
Популярные за месяц

«"Агентство романтики и приключений" было открыто, чтобы удовлетворять своеобразные потребности людей. Сейчас повсюду — в разговорах, в литературе — мы сталкиваемся с желанием окунуться в водоворот событий, что увели бы нас с проторенной дороги повседневности.

Человек, охваченный подобной жаждой разнообразия, платит "Агентству романтики и приключений" определенную сумму еженедельно или раз в три месяца. "Агентство" же берет на себя обязательство окружать его потрясающими и таинственными событиями. Стоит этому человеку выйти из дому, как к нему подходит взволнованный трубочист и, скажем, убеждает его в существовании заговора, грозящего ему смертью. Человек садится в экипаж, и его везут в курильню опиума. Он получает таинственную телеграмму, или ему наносят странный визит и он тотчас же оказывается в самой гуще событий...»

Это цитата из рассказа Гилберта Честертона «Потрясающие приключения майора Брауна», входящего в сборник «Клуб удивительных профессий» (1905 год). В нем майор Браун нечаянно сталкивается с организацией, придумывающей для своих клиентов захватывающие приключения. Мог ли Честертон догадаться, что почти через сто лет его «удивительная профессия» организатора историй станет реальностью?

Наследие Честертона

► Роботам в мире «Искусственного разума» живется туго: вот, к примеру, плакат радикальной организации, которая с ними борется.

Сегодня игры в альтернативной реальности (ARG, alternative reality game) — привычное и известное многим явление. Главное отличие современной ARG от творений честертоновского «Агентства романтики и приключений» — в том, что игра, за редким исключением, создается не для одного человека, а для целого сообщества.

Скооперировавшись через интернет, люди ищут и сопоставляют части загадки, чтобы вывести расследование на новый этап. Разработчики (их еще называют кукловодами) наблюдают за ходом событий и стараются вовремя скормить игрокам очередную подсказку. Ею может послужить что угодно — сайт, пост в блоге или в соцсети, телефонный звонок, плакат на улице города и прочее.

Нашим читателям термин ARG может быть известен в связи с небольшими играми в альтернативной реальности, которые устраивает Valve, рекламируя свои игры. Самая крупномасштабная из этих мини-ARG называлась Potato Sack («Мешок картошки») и прошла в 2011 году в честь начала продаж Portal 2.

Загадки были спрятаны не только по закоулкам Steam, но и в тринадцати играх независимых разработчиков. Купить эти игры можно было на распродаже: комплектом, со скидкой в 75%. Найдя секрет в каждой из них и собрав все тайные послания, игроки узнали, что могут ускорить релиз Portal 2, проходя игры из бандла. Их усердие позволило приблизить этот момент на десять часов.

Недавно автор The Binding of Isaac Эдмунд Макмиллан тоже устроил ARG для поклонников.

Началось все с грустных новостей: выход дополнения Rebirth омрачило то, что часть обещанных предметов оказалась недоступной. Однако позже, находя одну подсказку за другой, игроки поняли, что столкнулись с ARG. «Тропа из головоломок» привела их к координатам места в городке Санта-Ана (кстати, там квартирует издатель игры).

► Valve назвала свою ARG в честь картофелины, которой подпитывалась GLaDOS.
► Даже анонс Portal 2 поступил в виде шифровки. Игроки увидели эти картинки задолго до настоящих скриншотов.

Подсказка гласила, что приходить следует с лопатой. Первый, кто это сделал, раскопал статуэтку персонажа по имени Жадность, а надписи, сделанные на ней маркером, быстро привели игроков к концовке. Вскоре в игру вернулись и «утерянные» предметы.

Однако все это цветочки по сравнению с тем, как проходят по-настоящему крупномасштабные игры в альтернативной реальности — те, что создавались на деньги Голливуда или, скажем, Microsoft.

Сложно поверить, но именно с этой компании началась история современных ARG.

► Чего только не найдешь, порывшись в земле.

Рождение ARG: The Beast и Cloudmakers

«Он был прекрасным пловцом. Он был замечательным матросом. Он умер вблизи от берега на лодке, которая его любила». На это повествование о смерти некоего Эвана Чана натыкались те, кто пытался найти в интернете сведения о женщине по имени Джанин Салла. Ее имя было в списке людей, работавших над еще не вышедшим на тот момент в прокат фильмом Спилберга «Искусственный разум». Внимание привлекала должность Джанин — терапевт разумных машин. На то же имя наводил и другой след: в трейлерах и плакатах фильма был спрятан номер телефона. Те, кто находил его и звонил, слышали запись, где сообщалось, что «Джанин — это ключ».

С этих событий в 2001 году началась игра под названием The Beast. Она считается первой из современных ARG. Ее разработали в Microsoft по совместному проекту со студией, снимавшей фильм. Известие о новом необычном развлечении быстро разошлось по интернету, и число желающих поучаствовать в расследовании смерти Эвана Чана быстро росло. Перед игроками постепенно разворачивалась детективная история, якобы произошедшая в 2142 году.

Для тех, кто не смотрел «Искусственный разум», поясним: фильм посвящен взаимоотношениям людей и разумных машин. Такова же и главная тема The Beast. В ходе расследования выяснилось, что Эдвард Чан завел интрижку с сексботом Венерой, что погубила его разумная лодка, но не по своей воле, что существует тайное общество революционеров, сражающихся за права роботов, и что в интернете будущего, доступ к которому игрокам «случайно» удалось получить, орудует злой ИИ по кличке Локи.

Чтобы открыть очередной кусочек повествования, нужно было внимательно изучать сайты персонажей игры и вымышленных организаций, а также решать головоломки. Создатели The Beast открыли около сорока сайтов, содержавших в общей сложности примерно сотню самых разных головоломок.

По ходу сюжета игрокам приходилось копаться в исходных кодах веб-страниц, разбираться с шифрами (от кода Морзе до шифра «Энигма», созданного во вторую мировую в Германии), переводить тексты с разных языков, включая язык каннада, искать подсказки в книге «Гедель, Эшер, Бах», проводить различные преобразования над графическими и звуковыми файлами и, конечно, без устали сопоставлять факты.

► На сайте cloudmakers.org можно найти подробнейшее описание сюжета The Beast и всех головоломок.

Изучая материалы The Beast, поражаешься: игра длилась всего три месяца, но рассказанная в ней история была невероятно сложна и детальна. Игрокам приходилось следить за обновлениями сайтов и обсуждениями на форумах в режиме реального времени. Разработчики-кукловоды тоже трудились без устали: они не только активировали заранее заготовленные фазы сценария, но и меняли сюжет под влиянием действий игроков — подобно тому, как это делает мастер в настольной ролевой игре.

Закончилась The Beast тем, что игрокам представилась возможность проголосовать за закон, делавший роботов полноправными гражданами в придуманной Спилбергом вселенной. Конечно, закон был принят, но, проголосуй игроки против него, кукловодам пришлось бы выкручиваться.

Впечатляет и резонанс, вызванный The Beast. Хотя число участников даже в пиковый момент сегодня вряд ли кого-нибудь впечатлит (тех, кто не только читал, но и писал на форумах, наберется порядка пяти-семи тысяч), это были, наверное, самые полезные для индустрии игроки. Из их команды родилось самое влиятельное сообщество в истории ARG. Нарекли его Cloudmakers — в честь Cloudmaker, лодки Эдварда Чана.

Сначала «клаудмейкеры» быстрее всех разгадывали загадки, а когда игра закончилась, создали свою ARG — LockJaw. Ее сюжет повествовал о диггерах и о загадочной недоброй корпорации, связанной с биоинженерией. И хоть LockJaw тоже давно закончилась и сообщества «клаудмейкеров» в прежнем виде больше не существует, его бывшие члены сильно повлияли на развитие ARG. Они основали форум Unfiction и новостной сайт ARGNet — два главных ресурса об играх в альтернативной реальности.

Особенно интересен форум: на нем игроки кооперируются и обмениваются находками и идеями относительно прохождения очередной игры, подобно тому, как это делали сами «клаудмейкеры», разбирая хитросплетения The Beast.

Расцвет

Если даже игроки в The Beast стали заметными людьми в мире ARG, что уж говорить об авторах. Команда, стоявшая за легендарной игрой, в 2003 году покинула стены Microsoft и основала студию 42 Entertainment.

Впрочем, модное название, содержащее в себе «ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого», не мешало им ни заниматься приземленными рекламными заказами, ни трудиться на бывшего работодателя. Следующим же проектом стала ARG, рекламировавшая Halo 2. Она называлась I Love Bees («Я люблю пчел») и началась с меда.

Трюк, придуманный авторами I Love Bees, до сих пор широко применяется создателями ARG. Вместо того чтобы ждать, когда кто-нибудь наткнется на начало тропы, они делают так, что первую подсказку получают те, кто заведомо интересуется подобными вещами, то есть уже играл в ARG.

Сейчас на форуме Unfiction есть правила для кукловодов: не писать от лица персонажей игры и не вбрасывать «трейлхед» самостоятельно. Вместо этого предлагается связаться с модераторами, которые посоветуют, как это лучше сделать.

► Тот самый мед, с которого началась игра I Love Bees.
► Безобидный на вид сайт про пчеловодство менялся на глазах, если знать, куда нажать.

В 2004 году форума Unfiction еще не было, так что таинственные послания получили бывшие игроки в The Beast — всем им по почте пришли банки с медом, где были спрятаны буквы, складывающиеся во фразу «I love bees». Какова тут связь с Halo? Это еще предстояло выяснить, но в ее существовании можно было не сомневаться: в рекламном ролике игры, который в те дни крутили на американских телеканалах, был указан сайт с тем же названием — ilovebees.com. Опытные игроки уже знали, что делать: набирать адрес в браузере, искать подсказки и решать головоломки.

У I Love Bees было важное отличие от The Beast — игра проходила не только за компьютером, но и на улицах. Все точно так же начиналось с сети сайтов, но потом на одном из них был опубликован список географических координат, а напротив каждого комплекта — дата и время. Придя в указанную точку, игроки находили телефонные будки, а дождавшись нужного времени, слышали звонки, и из трубок доносились обрывки разговоров персонажей. Иногда разговоры оказывались интерактивными — от игроков требовалось назвать кодовое слово или дать ответ на заданный актером вопрос.

В 42 Entertainment не ошиблись, такой формат подачи сюжета, напоминающий радиоспектакль, оказался успешным. Особенно высоко игроки оценили возможность разговаривать по телефону с живыми актерами — это позволяло почувствовать настоящую причастность к повествованию. Известен даже случай, когда игрок, ожидавший звонка, не желал уходить, несмотря на штормовое предупреждение и начинавшийся ураган.

► Why So Serious — рекордсмен по числу участников: 11 миллионов человек из 75 стран.
► Тексты песен на альбоме Year Zero повествуют о мрачном будущем — как и одноименная ARG.

Все последующие проекты 42 Entertainment тоже так или иначе связаны с рекламой. Пожалуй, главной удачей студии можно считать игру Why So Serious, которой развлекали любителей Бэтмена в преддверии показа фильма «Темный рыцарь». В отличие от многих других ARG, она проходила почти во всем мире, а не только в Америке.

Впрочем, американским игрокам все равно повезло больше всего: в какой-то момент у них была возможность прийти в определенную пекарню и, назвав кодовое слово, получить особый торт. Внутри тортов были спрятаны пакеты с мобильными телефонами — на них в любой момент могли позвонить персонажи игры и произнести монолог. Кульминацией Why So Serious стали демонстрации в поддержку мэра Харви Дента, устроенные игроками, — не в Готэме, конечно, а на улицах реальных городов. Еще бы не поучаствовать в таком событии, если Дент «лично» звонил игрокам и просил явиться!

► Внутри этого торта пакетик с мобильным телефоном.

Другая успешная игра знаменитой студии называлась Year Zero и была создана в поддержку одноименного альбома группы Nine Inch Nails. Примечательна она тем, что добывать подсказки нужно было в почти экстремальных условиях: кукловоды подкладывали флэшки с посланиями в туалеты на концертах группы. Сюжет был не особенно оригинальный — классическая антиутопия в духе Оруэлла. Но многие поклонники Nine Inch Nails столкнулись с ARG впервые, и их энтузиазму не было предела — в интернете до сих пор можно найти восторженные отзывы о Year Zero.

Викинги, рыцари, самураи... кто еще? Размышляем, какие стили боя хорошо смотрелись бы в For Honor.
На что способен редактор карт Dota 2, и как опубликовать свой проект в мастерской Steam.
Рассказываем о необычных фактах, часть которых нашла отражение в игре.
Рассказываем, что подарили нам независимые разработчики за последние пару-тройку месяцев.
Комментарии к статьям
Согласны 4 из 4
13.03.2016 | 17:50 Azzz!MYT [225]
У меня Year Zero есть - после проигрывания лицевая сторона диска меняет цвет от нагрева и на ней становится виден двоичный код, ведущий к какой-то очередной подсказке по игре. В буклете от диска на одной странице есть ссылка на тематический сайт для этой игры. Эх, жаль во времена релиза альбома об этой группе еще не знал :)
Согласны 4 из 4
13.03.2016 | 18:50 Balkan187 [367266]
Azzz!MYT
У меня Year Zero есть - после проигрывания лицевая сторона диска меняет цвет от нагрева и на ней становится виден двоичный код, ведущий к какой-то очередной подсказке по игре. В буклете от диска на одной странице есть ссылка на тематический сайт для этой игры. Эх, жаль во времена релиза альбома об этой группе еще не знал :)
:)
Согласны 2 из 9
14.03.2016 | 04:02 Chuiko_Alex [16449]
Вот, хорошо тем у кого времени вагон и холодильник родственники забили едой, можно пойти и всякой лабудой заниматься, развлекая свою скучную жизнь...
Согласны 1 из 2
14.03.2016 | 12:30 TaoTekko [503673]
Спасибо, интересная статья. Заинтересовался этой темой после того, как поиграл в FEZ =)
Согласны 0 из 1
14.03.2016 | 22:10 Idar [21684]
Классная статья!
Согласны 0 из 0
18.03.2016 | 01:56 Sintrell [37647]
Мой любимый момент в рамках той игры по Year Zero - это подпольный концерт группы Nine Inch Nails на который "повстанцы" отвезли разгадавших загадки игроков. Через полчаса концерт внезапно прерывался вторжением в тот подвал спецподразделения "проправительственных сил".
Можно найти обзорное видео с того концерта по названию "NINE INCH NAILS LA Resistance Meeting"
Войти и прокомментировать                Войти под логином игромании | Зарегистрироваться
Поиск по сайту Игровые платформы: PC  |   X360  |   XONE  |   PS3  |   PS4  |   Wii  |   Wii U  |   PSP  |   Vita  |   NDS  |   3DS  |   Android  |   iOS
1997-2019 ООО «Игромедиа». Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции. Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции. Для прямого контакта с редакцией пишите на основную почту «Игромании.ру».
Пользовательское соглашение

КОММЕРЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
Механизм выбора платформы позволяет отображать на страницах информационного портала материалы, относящиеся строго к выбранным платформам.

Каждый пользователь индивидуально выбирает для себя интересующие его игровые платформы.
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования