IGROMANIA.RU
Registration
MoreLess
Популярные за неделю
Популярные за месяц

Палмер Лаки — один из самых успешных и известных молодых предпринимателей. Энтузиаст виртуальной реальности, он создал прототип Oculus Rift, собрал на его разработку огромную сумму на Kickstarter, а в 2014-м, когда ему был всего двадцать один год, продал свою компанию Facebook за два миллиарда. Лаки остается главным евангелистом VR: он регулярно раздает интервью, а недавно больше суток отвечал на вопросы пользователей Reddit.

Вот самые интересные отрывки из этого диалога.

► Лаки за домашним компьютером. Он живет в одном доме с шестью товарищами, и это их общий LAN-стол.
► Успех не вскружил Лаки голову. Он по-прежнему регулярно общается с публикой, охотно делится информацией об Oculus и часто носит вьетнамки.

Когда я через пару лет куплю новое VR-устройство, я выберу Oculus потому, что у него лучшее «железо» и более широкие возможности, или же потому, что нужный мне контент недоступен на других устройствах?

Палмер Лаки: Лучшее «железо» и более широкие возможности. И, возможно, вы несколько недопонимаете нашу бизнес-модель. Говоря об эксклюзивах для Oculus, мы имеем в виду эксклюзивы магазина Oculus, а не Rift. Мы не зарабатываем на продажах «железа», нам нет резона делать программы только для Rift. Поэтому магазин Oculus доступен и на Samsung Gear VR.

Gear VR и Rift — первые устройства для потребительского рынка, но в будущем я жду появления широкого ассортимента устройств самых разных ценовых категорий, как на рынках телевизоров и мобильных телефонов.

То есть магазин Oculus будет аналогом Steam?

Палмер Лаки: Магазин Oculus создан для виртуальной реальности, мы не пытаемся впихнуть в него все традиционные игры. Не могу ни о чем говорить, пока мы не будем близки к его открытию, но вот вам пример: когда вы заходите на страничку игры в магазине, мы можем загрузить 360-градусный панорамный кадр из игры, дающий вам гораздо более полное представление о ней, нежели обычный скриншот или видео.

Наша система рейтингов тоже выстроена вокруг VR. Некоторые VR-продукты не подходят многим людям, особенно те, где создается иллюзия движения игрока. Мы учитываем это при помощи системы рейтингов, позволяющей вам избежать игр, не входящих в вашу зону комфорта, — и одновременно предоставить доступ к ним тем, у кого нет таких проблем.

Другой плюс — уверенность в том, что все имеющееся в магазине будет работать на рекомендованной конфигурации ПК и продолжит нормально функционировать и после дальнейших обновлений.

► Палмер Лаки на обложке журнала Time...
► ...И Разпутин, пародирующий эту обложку в коротком ролике, анонсирующем VR-игру Psychonauts in the Rhombus of Ruin.

Oculus изначально привлек к себе внимание, потому что должен был стать первым доступным устройством, которое открыло бы двери виртуальной реальности для широких масс. На каком этапе разработки вы перешли от «дешевого, функционального и подрывного» VR-шлема, который должен изменить игровой мир, к «премиальному VR-опыту»? И почему этот переход вообще случился?

Палмер Лаки: Наша цель никогда не менялась, просто на ее достижение потребуется больше времени. Я все еще хочу сделать VR-устройства дешевыми, функциональными и «подрывными», но для этого нужно достичь определенного уровня качества.

Три года назад я думал, что достаточно хороший шлем можно будет сделать за $300 и что он сможет работать на неплохом игровом ПК. С тех пор я многое понял о том, что требуется для создания эффекта присутствия, да и индустрия сильно изменилась. Мы уже не единственные игроки на рынке, и бремя создания качественного и доступного VR-опыта лежит не на нас одних.

Лучший способ сделать технологию мейнстримовой далеко не всегда заключается в быстром создании дешевого продукта, ведь именно это и привело к прошлому краху VR! Хороший пример — Tesla. Илону Маску пришлось убедить публику, что электромобили могут быть классными, до того, как он создал технологию, позволившую сделать электромобили мейнстримом. Если бы Tesla попыталась создать в 2008-м электромашину за $35 тысяч для массового рынка, она мало чего достигла бы. Вместо этого она сделала Roadster и Model S, доказала, что электромобили могут быть классными, вложила большие средства в разработки, и сейчас у нее есть прямой путь к неизменной долгосрочной цели — мейнстримовым электромобилям.

Виртуальная реальность на самом деле в гораздо более выигрышной позиции. Gear VR — уже доступный отличный инструмент всего за $99, если у вас есть топовый смартфон от Samsung (а он есть у десятков миллионов людей), и другие компании выйдут на рынок в обозримом будущем. Со временем VR будет работать на любом находящемся в продаже компьютере и ее будет поддерживать широкий спектр «железа» разных ценовых категорий, как в случае с телевизорами или мониторами.

Rift — первый шлем, способный обеспечить эффект полного погружения, подсознательного чувства, что вы находитесь в виртуальной реальности. Как я уже говорил, виртуальная реальность должна стать тем, чего все хотят, прежде чем она станет тем, что все могут себе позволить. Я понимаю людей, не желающих столько тратить на VR, но сегодня создание действительно хорошего шлема именно столько и стоит.

Как и в случае со смартфонами, цена этого качества со временем упадет — сейчас даже безо всяких скидок и акций можно менее чем за $100 купить телефон помощнее, чем лучшие трубки за $600, вышедшие пять лет назад. Со временем стоимость технологий падает.

► EVE: Valkyrie входит в каждый предзаказ Oculus Rift.
► Релиз Adr1ft, игры от первого лица про полуразрушенную космическую станцию, был нарочно задержан до выхода потребительской версии Rift.

Когда вы поняли, что можете создать нечто подобное и что из этого можно сделать успешный продукт?

Палмер Лаки: Еще подростком, начав зарабатывать деньги, я вкладывал их в игры, пытался приблизиться к «Матрице», покупая топовые видеокарты, многочисленные 3D-мониторы, устройства гаптического интерфейса, световые пушки и прочее. Меня очень взбесило, когда я понял, что все это даже рядом не лежало с тем, что мне хотелось, — с полным погружением.

Тогда я начал собирать и модифицировать VR-устройства, и со временем стало ясно, что для достижения цели мне придется начать с чистого листа. Я понял, что смогу прийти к этой цели, не в какой-то конкретный момент — осознание приходило постепенно, по мере того, как росло качество «железа». Когда я показал друзьям первые прототипы, они сказали что-то вроде: «Чушь какая-то». Долгое время ничего толкового не выходило.

Я рад, что вырос умельцем, способным претворять свои мечты в жизнь, — иначе мог бы и с ума сойти.

Что вы думаете про Virtual Boy?

Палмер Лаки: По-моему, это не совсем VR-устройство. Нет отслеживания положения головы, низкий угол обзора. Фактически это монохромный 3D-телевизор. Очень жаль, что Virtual Boy ассоциируется с виртуальной реальностью, — это сильно вредит индустрии. Зато у Virtual Boy имелся первый среди потребительских товаров светодиодный экран с самой лучшей контрастностью из числа всех вышедших на то время дисплеев!

Какой у вас компьютер?

Палмер Лаки: Я сейчас конструирую ПК, который многие сочтут интересным. Я уже экспериментировал с жидким азотом в охлаждении, но с ним работать трудно, да и опасно. Мой новый проект — это очень маленький супермощный ПК без радиаторов и кулеров. Его охлаждает жидкий пропан, выкипающий в газообразную форму в особом блоке. Оттуда его можно сжать обратно в бак при помощи высокого давления или же выпустить через сопло, чтобы достичь охлаждения до температур ниже нуля. Если бы у меня было больше времени, я настроил бы выпуск пропана в небольшой генератор, подключенный к блоку питания, но пока не до того.

► Поддержка VR в Minecraft должна помочь популяризовать виртуальную реальность.
► War Thunder «подружилась» с Rift еще в 2013 году.

Вы смотрели Sword Art Online? Как вы думаете, достигнем ли мы такого уровня VR?

Палмер Лаки: Если сосчитать все вопросы, которые мне задают в «Твиттере», таких будет, наверное, половина! Да, я смотрел его. Мы в сотрудничестве с Bandai Namco сделали технодемку по мотивам SAO и показывали ее на Anime Expo. Да, со временем достигнем. Цитируя SAO: «В чем разница между реальным миром и виртуальным?» — «В количестве информации, не более того».

Викинги, рыцари, самураи... кто еще? Размышляем, какие стили боя хорошо смотрелись бы в For Honor.
На что способен редактор карт Dota 2, и как опубликовать свой проект в мастерской Steam.
Рассказываем о необычных фактах, часть которых нашла отражение в игре.
Рассказываем, что подарили нам независимые разработчики за последние пару-тройку месяцев.
Комментарии к статьям
Согласны 8 из 13
14.03.2016 | 20:34 Артур Лебедев [VK] [369371]
К сожалению, пока это все выглядит больше как дорогая игрушка, даже кинект казался более функциональным... Посмотрим, я делаю ставку на сони. Если у сони не получится сделать VR массовым, значит революция отменяется, хотя, ИМХО, пока она даже не намечается, настоящее VR - это взаимодействие с предметами в игре своими руками (с помощью перчаток, например) и тактильные ощущения от прикосновения, без этого VR - это Move с конпками и шлемом, хороший атракцион, но не более того... Мне сейчас видится Hololens от мелкомягких более перспективным направлением, чем шлемы...
Согласны 6 из 9
14.03.2016 | 20:39 WolfCrusher [14910]
Артур Лебедев [VK]
К сожалению, пока это все выглядит больше как дорогая игрушка, даже кинект казался более функциональным... Посмотрим, я делаю ставку на сони. Если у сони не получится сделать VR массовым, значит революция отменяется, хотя, ИМХО, пока она даже не намечается, настоящее VR - это взаимодействие с предметами в игре своими руками (с помощью перчаток, например) и тактильные ощущения от прикосновения, без этого VR - это Move с конпками и шлемом, хороший атракцион, но не более того... Мне сейчас видится Hololens от мелкомягких более перспективным направлением, чем шлемы...

Не соглашусь, если технология не будет сильно унижать глаза, то шлемы можно будет использовать вместо мониторов и телевизоров. А мозг обмануть не так уж сложно, все же мы слишком полагаемся на зрение.
Согласны 1 из 3
14.03.2016 | 20:53 Артур Лебедев [VK] [369371]
WolfCrusher
Артур Лебедев [VK]
К сожалению, пока это все выглядит больше как дорогая игрушка, даже кинект казался более функциональным... Посмотрим, я делаю ставку на сони. Если у сони не получится сделать VR массовым, значит революция отменяется, хотя, ИМХО, пока она даже не намечается, настоящее VR - это взаимодействие с предметами в игре своими руками (с помощью перчаток, например) и тактильные ощущения от прикосновения, без этого VR - это Move с конпками и шлемом, хороший атракцион, но не более того... Мне сейчас видится Hololens от мелкомягких более перспективным направлением, чем шлемы...

Не соглашусь, если технология не будет сильно унижать глаза, то шлемы можно будет использовать вместо мониторов и телевизоров. А мозг обмануть не так уж сложно, все же мы слишком полагаемся на зрение.

Телевизор можно смотреть с родственниками/друзьями/детьми , шлем же штука сугубо индивидуальная, особенно если речь идет о Rift или Vive, которые идут исключительно как девайсы в дополнение к хай-энд компу... Да даже если взять шлем от сони - что среднестатический человек купит сначала - телевизор или шлем? Вопрос риторический... А уж про провода я вообще молчу - я до сих пор сомневаюсь брать ли соневский VR из-за кучи проводов и всяких приблуд (мувы и камера). Сейчас круто - консоль и телек в связке - джои на блютусе, ничего лишнего....
Согласны 2 из 5
14.03.2016 | 21:29 WolfCrusher [14910]
Артур Лебедев [VK], что мешает напялить кучу шлемов и тусить в общем виртуальном пространстве? В реалиях современных мегаполисов это весьма актуально. Тем более, если развитие идеи дальше пойдет, тут и запитывать с одного компа несколько шлемов можно будет, да и контента прилично)
Согласны 1 из 1
14.03.2016 | 21:53 Артур Лебедев [VK] [369371]
WolfCrusher
Артур Лебедев [VK], что мешает напялить кучу шлемов и тусить в общем виртуальном пространстве? В реалиях современных мегаполисов это весьма актуально. Тем более, если развитие идеи дальше пойдет, тут и запитывать с одного компа несколько шлемов можно будет, да и контента прилично)

В рамках одной среднестатической семьи, пусть даже европейской и американской, "напялить кучу шлемов", каждый по 700-800 баксов и к каждому шлему комп от 1000 баксов, звучит совершенно утопично, надеюсь не нужно разжевывать почему... Для любителей дорогих гаджетов и их друзей покатит, да, однако все упрется в функциональность... Раньше были в топе телевизоры с 3Д очками, сейчас уже многие прекращают их производство - мода ушла, а функциональность не появилась...
Сейчас очень многие компы и один шлем не тянут, только верхней ценовой категории, поэтому про несколько шлемов и один комп говорить очень преждевременно...
Согласны 4 из 5
15.03.2016 | 00:56 Boris Barsukov [FB] [520856]
Артур Лебедев [VK]
К сожалению, пока это все выглядит больше как дорогая игрушка, даже кинект казался более функциональным... Посмотрим, я делаю ставку на сони. Если у сони не получится сделать VR массовым, значит революция отменяется, хотя, ИМХО, пока она даже не намечается, настоящее VR - это взаимодействие с предметами в игре своими руками (с помощью перчаток, например) и тактильные ощущения от прикосновения, без этого VR - это Move с конпками и шлемом, хороший атракцион, но не более того... Мне сейчас видится Hololens от мелкомягких более перспективным направлением, чем шлемы...
Вы чо издеваетесь, как под копирку повторяя одну и туже чепуху? Где кинект, какой кинект? Что кинект позволял смотреть видео в 360, ощущая себя внутри фильмов, давал такие же иммерсивные ощущения, иллюзии переноса сознания в другие пространства? VR, как и AR, это революция контакта с цифровым миром, совершенно новые формы, которые только начинают развиваться! Не волнуйся, никто с автомобиля обратно на лошадь не пересядет.
Согласны 2 из 3
15.03.2016 | 01:28 burivuh [119235]
Boris Barsukov [FB]
Что кинект позволял смотреть видео в 360, ощущая себя внутри фильмов, давал такие же иммерсивные ощущения, иллюзии переноса сознания в другие пространства?

фигня в том, что окулюс рифт ее тоже не дает.
Согласны 2 из 5
15.03.2016 | 01:35 sepha [366809]
через пару лет VR производители будут пихать везде куда возможно.......но в итоге все будет так же как и с 3D- производители пошлют к черту технологию которую не могут продавать из-за своей специфичности и текущей сложной применимости
Согласны 3 из 5
15.03.2016 | 03:04 Crowup [8456]
WolfCrusher,
Я думаю, что технология VR такая какая она есть сейчас, глаза будет уничтожать в массовом порядке. Пока об этом, почему-то не говорят, но тут не надо даже быть особым специалистом, что понимать насколько это вредно для глаз. Второй момент это мозг - какие изменено могут случится от частых нагрузок подобного типа, один бог да нейрологи знают.
К тому же, если только стерео картинка у многих вызывала негативный эффект в виде головных болей итп (хотя сам я кушаю стерео кино килограммами, в игры играть долго не могу - ни чего не болит и не кружится, но утомляет очень), то что говорить о VR да еще и таком.

Данную технологию можно будет использовать только в специфических приложениях и как короткий аттракцион, а что бы это стало массивы, нужно что бы это было очень доступно.
А то как с 3D - прошло уже много лет с начала популяризации э, а цены на те же blu-ray как были в 2-3 дороже так и остались, а их выход всегда идет сильно позже выхода обычных. А потом самсы и ко заявляют, что технология мертвая и они прекращают выпуска 3D-TV. Хотя для развлекательного кино самое оно было.

А теперь то только надо прикинуть как дело пойдет с VR. Если шлемы не станут дешевыми (не забываем какие компы для этого нужды) и при этом весьма качественными, а инфраструктура не будет ломится от контента и области применения, вплоть до возможности общаться по скайпу в VR, то технология подзависнит в воздухе и будет уделом хреновых поделок для мобильных телефонов чисто на надеть, понять, что хрень купил и посоветовать приятелям не заморачиваться.

Мне кажется, что даже не будет первичного бума - публику уже просто так не развести и ни какого ВАУ уже давно ни кто не испытывает благодаря пересыщенностью визуальными технологиями. И слава богу! А то бы нас могли разводить на любую фигню за большие бабки с уроном для здоровья.
Согласны 3 из 3
15.03.2016 | 03:26 Boris Barsukov [FB] [520856]
burivuh
Boris Barsukov [FB]
Что кинект позволял смотреть видео в 360, ощущая себя внутри фильмов, давал такие же иммерсивные ощущения, иллюзии переноса сознания в другие пространства?

фигня в том, что окулюс рифт ее тоже не дает.
Что не даёт, страх высоты не даёт, ощущение того что твоё сознание поместили в другую реальность? Что же я тогда глаза закрывал когда тестировал окулус, было страшно и дух захватывало? Что-то я подобных ощущений до этого никогда не испытывал.
Войти и прокомментировать                Войти под логином игромании | Зарегистрироваться
Поиск по сайту Игровые платформы: PC  |   X360  |   XONE  |   PS3  |   PS4  |   Wii  |   Wii U  |   PSP  |   Vita  |   NDS  |   3DS  |   Android  |   iOS
1997-2019 ООО «Игромедиа». Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции. Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции. Для прямого контакта с редакцией пишите на основную почту «Игромании.ру».
Пользовательское соглашение

КОММЕРЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
Механизм выбора платформы позволяет отображать на страницах информационного портала материалы, относящиеся строго к выбранным платформам.

Каждый пользователь индивидуально выбирает для себя интересующие его игровые платформы.
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования