Прикипел к играм еще в бессознательном возрасте, когда родители-инженеры брали его с собой на работу и сажали перед экраном БЭСМ, чтобы не отвлекал. Самолично собрал свой первый компьютер «Поиск-1» (впоследствии взорвался).

Название: Stellaris   PC
Дополнения: Stellaris: Leviathans
Разработчик: Paradox Development Studio
Издатель: Paradox Interactive
Дата выхода: неизвестно
Игромания
Топ-10 космических игр
 ИМ  спец Все платформы
6 февраля 2017 | 11 мин. 31 сек. | Просмотров: 0
В нашем топе мы собрали 10 лучших космических игр, в которых особенно силен дух исследования неизведанного.
Итоги 2016 года - Лучшие стратегии 2016 года
 ИМ  лучшие игры 2016 Все платформы
9 января 2017 | 7 мин. 46 сек. | Просмотров: 0
Лучшие стратегии 2016 года — по версии «Игромании».
Stellaris - The Vast Unknown
9 мая 2016 | 2 мин. 17 сек. | Просмотров: 27338
Управление космической империей.
Stellaris - Tour of the Galaxy Trailer
18 апреля 2016 | 2 мин. 52 сек. | Просмотров: 12686
Межгалактическое путешествие с рассказом об особенностях игровой механики.
Stellaris - Reveal Trailer
7 августа 2015 | 1 мин. 44 сек. | Просмотров: 14632
Космические просторы новой глобальной стратегии от Paradox.
Статьи о Stellaris
В 2016-м вышло немало отличных стратегий. Выбираем лучшие из лучших.More
Перед релизом Paradox устроила партию на двадцать два человека. Наш Александр Пушкарь стал там занозой в заднице у всех.More
Первый опыт Paradox в области космических стратегий дал предсказуемо великолепный результат.More
Провожаем Дрейка на покой, рубим марсианских демонов, задаем жару корейским оккупантам и готовим пиццу из врагов черепашек-ниндзя.More
Новости о Stellaris
Игроки встретятся с таинственными стражами (Guardiands) и поучаствуют в битве двух империй.More
Авторы также подготовили новый патч, который улучшит некоторые игровые функции.More
Главные релизы последних дней.More
Коды, сохранения, трейнеры
   Codes (16)

В рубрике «Прямым текстом» автор выражает исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции. Он волен это делать как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.

Компания Paradox известна как разработчик чрезвычайно детализированных стратегий — не киберспортивных дисциплин вроде StarCraft, а скорее симуляторов правителя. Ведь управление городом, страной или, как в случае со Stellaris, космической империей — это не только стремительная экспансия да военные маневры. Это еще и политические дрязги, забота об уровне жизни населения, контроль над подчиненными, которым свойственно, например, умирать от старости... Это сотни и тысячи мелочей — в других играх их старательно отсекают, чтобы излишне не морочить игроку голову.

А стратегии от Paradox существуют как раз для тех, кто любит заморочки.

Загрузка плеера...

О чем вы вообще?

И вот Paradox выпускает Stellaris. Это стратегия про космос. Про то, как вошедшая в космическую эру цивилизация начинает колонизировать соседние планеты и звездные системы и, разрастаясь, обнаруживает, что в космосе тоже очень тесно. Все это немножко напоминает Civilization или Total War, только в космосе — а значит, сравнивать стоит, скорее, с Master of Orion, Endless Space или Galactic Civilizations. Но это совершенно другая игра со своими механиками, принципами и особенностями.

Чтобы дать журналистам как следует эти особенности прочувствовать, Paradox устроили мультиплеерную сессию. Двадцать два человека со всего мира съехались в Лондон на 14-часовую партию в Stellaris. Ее запись с позиции одной из империй можно посмотреть на YouTube, ну а тут я расскажу, как это происходило с моей точки зрения.

► Раздел галактики под конец партии. Казалось бы, тысяча звезд и всего тридцать два участника (включая ИИ), а места все равно нет.

Так все началось

Формально игра началась в понедельник, второго мая, в десять утра по лондонскому времени. Но на самом деле перед стартом каждому предоставили возможность оформить собственную расу покорителей космоса. Дать ей название, настроить внешний вид и определить характерные особенности. Кто хочет быть пацифистом, кто ориентирован на всемерную выгоду и по этому поводу не возражает против рабства, а кто вообще желает исключительно воевать.

Знаете ли вы, что...

...при деспотических формах правления один из кораблей вашего флота автоматически становится вашим личным. Этот транспорт будет иметь характеристики в полтора раза выше, чем у рядовых кораблей.

Представители Paradox, от лица которых велся стрим, идентифицировали себя как грибовидную расу блоргов (Blorg), одержимую идеей всеобщего мира и дружбы. На мой взгляд, им стоило взять в качестве аватаров разноцветных говорящих пони, но грибы так грибы.

Ближайшие соседи оказались кто кем. Инсектоиды, антропоморфные лисы и ленивцы, космические черепахи, даже воинственные индюки в скафандрах. Хватало и обычных гомо сапиенсов, но что может быть скучнее и банальнее двуногих прямоходящих, лишенных перьев?

Мой выбор оказался предопределен генератором случайных названий империи. Программа предложила мне называться Kotany Conglomerate, и у меня не хватило духу с ней спорить. Котаны так котаны, хотя для всех прочих мы остались «коутани» или просто space cats. Аватарку я себе выбрал соответствующую — порыжее и попушистее.

► Мы, котята, народ работящий. С перенаселением на родной планете приходилось бороться регулярными армейскими призывами в звездный десант.

Игра началась с фазы исследования. В Paradox всегда подчеркивают, что уделяют особое внимание самому первому «Х» из аббревиатуры 4X — тому, который eXploration. На старте игрок ничего толком не знает и о своей звездной системе. Нужно выслать исследовательский кораблик, чтобы он просканировал каждое космическое тело в ней и доложил, есть ли там ресурсы или еще что полезное. Следом полетит кораблик строительный. Он будет строить шахты там, где есть что добывать — минералы или энергию. И научные станции там, где есть что исследовать, — это ускоряет продвижение по всем трем древам технологий.

Военный флот тем временем облетает соседние звездные системы. В моем случае — на гиперпрыжковом двигателе. Он самый медленный, зато позволяет «скакать» из любой точки снаружи звездной системы. Были бы у меня варп-двигатели, я двигался бы гораздо быстрее, но был бы ограничен сетью существующих гипертоннелей. А взял бы третью технологию — вообще смог бы преодолевать колоссальные расстояния, но только в радиусе действия станций, контролирующих поведение червоточин.

Знаете ли вы, что...

…По ощущениям Stellaris очень не хватает кнопки «отступить к укрепленным позициям». Если уж флот ввязался в битву, то он не может передвигаться — только экстренно прыгнуть в гипер для отступления. А вот подлететь к своей космической платформе и воевать под ее прикрытием нельзя.

Но есть альтернатива — технология гиперпространственных магнитов. После ее изучения можно сделать так, чтобы любой залетный флот появлялся в системе в строго определенной точке. Например, аккурат под прицелом у космической оборонительной платформы.

► Собственно флот космических кошек. Четыре тысячи, конечно, не бог весть какая сила, но в финальном сражении она оказалась весьма существенной.

Выбрать один из трех способов движения между звездами надо уже на стадии настройки параметров расы. Но пока я про игру ничего не знал и просто следовал подсказкам. Гиперпрыжки — самые простые для понимания и идеально подходят для новичков. Отлично, их и берем.

Облет соседних звездных систем напомнил о «Космических рейнджерах». Подлетаем к границе, перепархиваем к соседней звезде. Убеждаемся, что система необитаема, — двигаемся дальше, если видим противника — скоренько упархиваем назад.

Постепенно обнаружилось, что в каждой второй ближайшей ко мне системе водятся злые инопланетяне, ресурсов вокруг очень мало, а пригодных для жизни планет вообще кот наплакал. Вдобавок через мои системы то и дело пролетают какие-то НЛО, не выходящие на связь. Может, боты. Может, корабли других игроков. Кто их знает.

Знаете ли вы, что...

...В Stellaris, разумеется, есть Солнечная система, а в ней — планета Sol-3, «третья от Солнца». Генерируется она случайным образом для каждой игры и показывает человечество на разных стадия развития — как повезет. Это могут быть и первобытные племена, и планета в индустриальную эпоху. Но в нашем случае это была мертвая планета, уничтоженная ядерной войной и населенная разумными тараканами. Очень неприхотливыми и имеющими перк «социальные» — то есть готовые селиться рядом с кем угодно.

Постепенно я начал расширяться. Первая колония, вторая, третья... И, собственно, все. При генерации расы ей нужно выбрать еще и ареал обитания — любите ли вы тропики или снега, живете ли в океане или пустыне. Мои коты предпочитали континентальные планеты, а те как раз оказались в меньшинстве, и, пока не будут исследованы подходящие технологии, селиться в ледяных и водных мирах я не смогу. Досадно.

► А это мои ленные владения. Чуть ли не единственная независимая империя и уж точно самая крупная. Зато с названиями планет никогда проблем не было.

Первые контакты

Тем временем наука шагнула вперед достаточно далеко, чтобы я начал видеть соседей. Оказалось, что я зажат между грибовидными блоргами справа и таинственной 404_EMPIRE_NOT_FOUND слева, внизу обосновались космические индейки, а сверху обнаружился центр галактики без звездных систем вообще. Но пока вроде места хватает, особенно сверху-слева, где обнаружилась падшая империя. Если ее не злить, вреда от нее не будет, а вдоль границ хватает полезных ресурсов.

Как играли другие

Arumba, блогер с YouTube (Союз трансгуманистов)

Честно говоря, для меня большая часть игры прошла в войне с интерфейсом. Вдобавок мы в первый день заключили пакт о ненападении, что, мягко говоря, не мой стиль. Не будь у нас договора о прекращении огня, все сложилось бы совершенно иначе. Но я прекрасно понимаю, зачем мы так договорились, — нужно было дать всем и каждому возможность познакомиться с игрой.

Пока я постепенно осваивался с интерфейсом и учился правильно распределять ресурсы, мне неожиданно предложили альянс. Так мы с «Ненайденной империей» стали союзниками.

И тут выяснилась важная вещь. В игре помимо минералов и энергии есть третий ресурс — влияние. Растет оно очень-очень медленно, буквально по три единицы в месяц, если брать базовое значение. Влияние можно немного корректировать формой правления и эдиктами и добиться четверки-пятерки в месяц. Но один факт нахождения в альянсе сразу дает штраф в две единицы к приросту!

Я уже тратил влияние на расширение границ за счет космических станций, поэтому это стало катастрофой. Я начал уходить в минус, теряя влияние ежемесячно. Из альянса пришлось выйти, по взаимному согласию объявив «Ненайденную империю» соперником.

Это тоже игровая механика. Кого угодно можно назначить недругом, испортив дипломатические отношения, но за это вы будете получать влияние — тем большее, чем заметнее разница в силе ваших империй. Объявив соперником чахлого задохлика, можно рассчитывать на прирост в десятую долю единицы, а нарываясь на кого-то могущественного, рассчитывайте на полторы-две. Но под слишком сильного, конечно, копать попросту опасно — может и войну объявить.

► Вот так мою кошачью империю видели со стороны. Уже потом я узнал, что идея «стереть непредсказуемых кошек с лица галактики» прочно завязла в головах у правителей множества империй.

Я назначил соперниками три самые могучие из известных мне империй и получил много влияния. И, сам того не зная, определил свою роль в этой партии — вечного нейтрала. Соперничество урезает дипломатические опции чуть ли не до нуля — меня не могли взять в альянс, мне не могли предложить военную помощь, со мной не могли заключать исследовательские и торговые соглашения. Даже когда я потом соперничество отменил, со мной все равно опасались иметь дело... Но это я уже забегаю вперед.

Знаете ли вы, что...

...В игре есть планеты, развитые примерно как наша Земля: то есть уже индустриальные, но в космос еще не вышли. Их тоже можно колонизировать и захватывать, а можно просто повесить базу наблюдения и получать с этого дополнительные очки науки. Так вот, есть вероятность, что эту базу заметят и на планете зародится местный вариант XCOM. Они организуют сопротивление, перебьют всех засланных агентов. А потом и саму базу уничтожат и устроят грандиозную попойку в честь свержения вражеского «мазершипа». Наивные.

Тем временем я неспешно расширялся вверх и вниз, перегородив собой проход по нижней части галактики. Вытянутая с севера на юг Империя коутани стала занозой в заднице у других государств, поскольку мешала движению. Запросы на заключение мира от блоргов я игнорировал — не со зла, просто занят был и читал не все входящие сообщения.

А между тем блорги объединили в единый альянс Space Party добрую половину галактики. Меня даже позвали пообщаться вживую — хотели, чтобы я отменил соперничество с Империей Мантикоры, и тогда меня, возможно, возьмут к себе. Но я был слишком одержим набором влияния — ведь на этот ресурс нанимаются новые лидеры, расширяются границы и строятся самые дорогие здания, которые, по меркам «Цивилизации», можно приравнять к национальным «чудесам».

Как играли другие

Андерс Карлсон, продюсер трансляций Paradox (Империя блоргов)

Мы с Мартином первым делом решили, что будем вести самую мирную политику в мире. Мы не будем ни с кем ссориться, не станем никого объявлять соперниками, не станем ввязываться в войны. И тут мы столкнулись с нехваткой влияния — его неоткуда было брать. И мы много спорили в духе «"Но мы же обещали этого не делать!" — "Да, но нам придется!"». Пришлось решать, кого объявлять соперником. И тут мы вспомнили — конечно, кошки! Они же первыми нас заклеймили! Назначим-ка мы их соперниками в ответ!

Словом, я ушел в себя, заслужив мнение «эти кошки всегда делают что хотят». Другие игроки строили друг против друга козни, заключали соглашения и объявляли войны, а я просто тихонечко разрастался. И, как оказалось, всем мешал.

► Блоргский грибной флот на страже спокойствия. А на самом деле мне просто требовался повод, чтобы сказать, что в игре замечательная музыка. Нет, правда, саундтрек — просто чудо.

Между прочим, игра вовсе не заканчивалась, когда мы ставили ее на паузу и шли курить, обедать или спать. Наоборот — начиналось самое интересное. Игроки разбивались на группы и обсуждали совместные планы. Один объединялся с другим, чтобы вломить третьему. Четвертый менялся обитаемой планетой с пятым, чтобы обеспечить целостность границ. А самые активные блорги пытались уломать всех на то, чтобы объединиться, вместе разнести одну из падших империй и разделить трофеи.

Как играли другие

Quill 18, блогер с YouTube (404_EMPIRE_NOT_FOUND)

У нас состоялась настоящая галактическая война. Мир, по сути, разделился пополам, не считая некоторого числа нейтральных фракций. Мы знали, что война грядет, еще с обеда понедельника, и провели остаток дня в подготовке к ней — при том, что прежде договаривались ни на кого не нападать весь понедельник. Затем мы весь вечер в баре обсуждали, кто и как будет действовать, и это затянулось допоздна. Затем мы «переспали» с этими мыслями, и к утру у каждого был готов план. Осталось вернуться в игру и свершить задуманное.

И да, мы победили.

Это был бой моей империи против «Роя» Ти-Джея, и тогда я еще не знал, чем все кончится. Все зависело от того, кто правильнее скомпонует флот. У обоих было примерно по шесть тысяч единиц боевой мощи, но, по счастью, мой флот был скомпонован правильнее. Мои корабли были уязвимы против многих видов оружия, но не против того, каким оснастил свой флот Ти-Джей. И на этом для него все кончилось.

А пока я раздумывал над тем, стоит ли по этому поводу напроситься в их альянс, выяснилось, что за спиной у меня зрел заговор. Оставленные на задворках галактики индейки не ответили на всеобщий призыв. Они сговорились с инсектоидами и коварно клюнули в хвост персонально меня.

Признаться, появление вражеской армады в тылу привело меня в панику и отчаяние. Мой флот имел силу в три тысячи условных боевых единиц, а соперники прислали ко мне все пять. На мои призывы о помощи не отзывался никто — все уже гнали свои корабли к падшей империи, чтобы наложить лапы на ее богатства.

Для справки...

...Падшая империя — она же «угасшая» — это ещё одна игровая механика. Это подконтрольная ИИ фракция, которая находится на очень высоком уровне развития с самого начала, но при этом совершенно пассивна. Не разрастается, не исследует ничего нового, просто присутствует на карте и практически ничего не делает, пока её не начинают «щипать» молодые да дерзкие. Поначалу с ней связываться — себе дороже, но если развиться как следует и собраться толпой — можно попробовать вторгнуться и забрать трофеи, среди которых и ресурсы, и технологии и даже миры-кольца в стиле Halo, содержать которые исключительно выгодно. В общем, хороший куш для тех, кто любит риск.

Мгновенная карма

Но пока я с ужасом наблюдал, как мои системы одна за другой переходят в руки космических индеек, случилось два важных события. Первое — атака на падшую империю захлебнулась. Притом объединенный атакующий флот не просто разгромили, но еще и надругались над «трупом». Десяток крупнейших империй галактики мигом потеряли военную мощь и, как и я, остались на бобах, разве что сохранив сами планеты.

Событие второе — мой самый первый союзник, Quill18, глава «Ненайденной империи», в последний момент передумал нападать на падших и повел свой флот на планеты индюков. И тем самым купил мне достаточно времени, чтобы я успел сформировать собственную армию и поквитаться с нападавшими, а потом вторгнуться на их территорию и как следует там пошалить.

► Разрозненные красные пятна — все, что осталось от тантрической индюшачьей тетрахии после контратаки. А нечего зоб на кошек разевать.

Индюки получили по заслугам и фактически выбыли из игры, сделавшись вассалами ближайшей империи, согласной их защитить. Их союзники инсектоиды оказались не в лучшем положении и, отчаявшись что-либо сделать на мировой карте, принялись забавляться переименованием своей империи.

Как играли другие

Ти-Джей Хейфер — The Escapist (империя The Loreswarm)

Наверное, мое самое яркое впечатление от игры — наблюдать, как мои флоты один за другим гибнут в сражении с войсками Квилла. Нет, кое-какой урон я нанес. Но вообще силы были несопоставимы. Я ужасно смоделировал свои корабли в конструкторе, и у меня изначально не было шансов.

Все, что я мог, — убить как можно больше врагов, прежде чем меня снесут. А когда это произошло, я начал просто переименовывать свою империю для чата. Сначала в GG, поскольку я знал, что уже проиграл. Потом стало «Ну и где были мои союзники? Затем «А синглплеер все равно лучше», потом «Соль — настоящая». Ну и в итоге «Рой обязательно вернется». Обязательно вернемся.

К тому времени все уже забыли о масштабном поражении в войне с падшей империей. Пока мои коты царапались с индюками и насекомыми, галактику успели в очередной раз перекроить на два альянса, между которыми разразилась война.

И надо же было такому случиться, что одно из самых главных сражений развернулось буквально в двух шагах от моих владений, ровно в одном гиперпрыжке от моей звездной системы. Три огромных флота, суммарной силой больше тридцати тысяч, медленно шли на сближение. Настолько медленно, что я успел переговорить со всеми тремя и решить, кому я намерен в этом бою помогать.

Старые связи решили всё. Я вмешался в бой на стороне выручившего меня Квилла, и мой пятитысячный флот склонил чашу весов на его сторону.

И где-то на этом месте отведенное на партию время вышло.

Quill 18, блогер с YouTube

О да, финальная битва — это было нечто. Поймите правильно, пять разных империй выясняли отношения. Пять! То есть сразу несколько человек, каждый со своими интересами, и у троих огромные армии. Потом еще присоединился кошачий флот. То есть битва шла на несколько полюсов сразу и оставила отличный «крючок» для продолжения истории. Кто знает, как развивались бы события дальше.

► Так выглядела финальная битва. Это только маленький кусочек побоища, коутани еще даже не прибыли.

Позже мы узнали, что в нашу сторону двигался двадцатитысячный флот империи пернатых, но, поскольку их лидер не потрудился изучить улучшенные гипердвижки, у них не было ни единого шанса успеть. И даже если бы успели, мы все равно сумели бы порскнуть в разные стороны — не поймаешь.

На самом деле в Stellaris можно играть бесконечно. Временного ограничения никакого нет, а до самого верха технологического древа можно дойти разве что теоретически. Вы сами определяете свои цели и задачи в этой игре.

Вот здесь и здесь лежат два файла сохранений нашей игры, один из середины партии, второй из самого конца. Все-таки единовременный сеанс игры на двадцать два человека — явление редкое и масштабное, я даже не берусь представить, как можно собрать такую ораву единовременно в иных условиях. Но говорят, что у игр Paradox давно сформировалось сообщество, способное и не на такое — достаточно только подбросить идею.

Викинги, рыцари, самураи... кто еще? Размышляем, какие стили боя хорошо смотрелись бы в For Honor.
На что способен редактор карт Dota 2, и как опубликовать свой проект в мастерской Steam.
Рассказываем о необычных фактах, часть которых нашла отражение в игре.
Рассказываем, что подарили нам независимые разработчики за последние пару-тройку месяцев.
10.05.2016 | 13:12 EagleEye [12737]
Отличная статья!
И лучшая реклама игре, даже захотелось попробовать :)
10.05.2016 | 13:20 Kerl89 [55756]
Блин, наверно интересно было компанией в 22 человека-то рубиться.
10.05.2016 | 15:22 maximalist [89419]
Ха, а я как раз смотрел летсплеи по EU IV с Квиллом и Арумбой когда наткнулся на эту статью.
Спасибо за рассказ, Stellaris звучит интересно.
10.05.2016 | 15:24 Bladests [528070]
Я уже давно не играю в стратегии, но эта статья пробудила в меня желание. Спасибо!
10.05.2016 | 16:55 МаршалЖиков [2852]
Во всех космических играх всегда огорчало то что всё сводится к размеру одного конкретного флота, а если вражеский флот ударил с другой стороны империи то пока ты пригонишь свой - тот у тебя уже пол государства отхватит... Ну а усугубляет дело спам топовых линкоров из-за отсутствия какого-либо баланса в духе "камень ножницы бумага".
10.05.2016 | 17:00 Demetriy1 [596376]
Похоже на отменную, захватывающую и хардкорную космическую стратегию...
10.05.2016 | 17:11 Mazahs [346249]
Написано, действительно, интересно. Моментально просыпается желание поиграть.
10.05.2016 | 17:18 WolfCrusher [14910]
Продано!
10.05.2016 | 17:34 Historer [289501]
Мне кажется, или автор путает варп и гипер двигатели?
10.05.2016 | 18:49 Пётр Осин [VK] [580709]
Каджиты рулят! xD Вон уже в космос вышли)
1997-2019 ООО «Игромедиа». Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции. Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции. Для прямого контакта с редакцией пишите на основную почту «Игромании.ру».