IGROMANIA.RU
Registration
Автор «Игромании.ру» и гуманитарий просто-таки до мозга костей. Однажды был укушен вторым Warcraft, с тех пор болеет стратегиями, хоть в целом и всеяден. Газетчик, радийщик, верный супруг, любит жаловаться на жизнь за рюмкой коньяка.
  
MoreLess
Популярные за неделю
Популярные за месяц
Информация по игре
Hearts of Iron 4
Название: Hearts of Iron 4   PC
Серия: Hearts of Iron
Разработчик: Paradox Interactive
Издатель: Paradox Interactive
Дата выхода: I квартал 2015
Рейтинги игры
0
Рейтинг
журнала
9
Рейтинг
сайта
Рейтинг
игроков
Rating
0,00,51,01,52,02,53,03,54,04,55,05,56,06,57,07,58,08,59,09,5
МОЙ рейтинг
Видео по игре
Hearts of Iron 4
Все
Только на русском / с субтитрами
Hearts of Iron 4 - Together for Victory Trailer
 трейлер PC
2 ноября 2016 | 49 сек. | Просмотров: 10784
Компания Paradox Interactive опубликовала дебютный трейлер первого дополнения Together for Victory для глобальной стратегии Hearts of Iron 4. Оно буде...
Hearts of Iron 4 - Gameplay Reveal
 трейлер PC
28 февраля 2015 | 1 мин. 9 сек. | Просмотров: 7609
Кадры военной хроники и первые кадры из игры.
Hearts of Iron 4 - Тизер
 тизер  СУБ PC
6 февраля 2014 | 1 мин. | Просмотров: 77854
Ролик-анонс четвертой части глобальной стратегии в сеттинге Второй мировой от Paradox Interactive.
Еще материалы по
Hearts of Iron 4
Всего: 8
Статьи о Hearts of Iron 4
Свобода контроля в новейшей стратегии Paradox позволяет ставить над политической картиной мира поистине зловещие эксперименты.More
Стратегический титан от Paradox обещал больше не истязать новичков, но вместо этого увеличил и без того солидную мощь.More
Снова вторая мировая, блистательный Город Зеркал, приключения марсианского техноманта и кошки-мышки с убийцей.More
Впечатления от четвертой части главной стратегии о второй мировой. Теперь — доступнее, но не проще.More
Подборка многообещающих релизов года и не думает заканчиваться. Часть третья — и все еще не последняя!More
Всего: 6
Новости о Hearts of Iron 4
Присоединяйтесь к нашим трансляциям и задавайте вопросы!More
Присоединяйтесь к трансляции и задавайте вопросы!More
Всего: 10
Коды, сохранения, трейнеры
   Codes (10)  

«Граф Цепеллин» не взорвался в клочья, век дирижаблей продолжается. Лейба Давидович Троцкий забил ледорубом убийцу из НКВД. На выборах в США победил «Серебряный легион Америки», и в стране разразилась гражданская война. Пиво «Фронтовое» в пабах Лондона и Бирмингема всего по 15 копеек за кружку (членам Коммунистической партии Великобритании — 10 копеек)...

Вы из тех, кто хотел бы сделать резервное сохранение и посмотреть, «что было бы, если»? Тогда Hearts of Iron IV вас приятно удивит. Но если вы видите игру впервые, она будет к вам почти так же жестока, как и предыдущие три части.

Загрузка плеера...

Недоступная война

Долгие годы чудесные симуляторы государства от Paradox разъедает один и тот же недостаток: посторонний человек бьется головой о порог вхождения и падает ниц в ужасе перед монументальной механикой, напоминающей структуру сложного полимера. Шведы давно мечтали поменять местами слова в известной пословице (hard to learn, easy to master), ведь на остальных фронтах их серия и раньше достигала всех возможных высот.

► Все министерские кресла и внутреннюю политику уместили на одной страничке. К счастью, эту недостачу блестяще компенсировали национальными фокусами.

Эта серия ближе широкому кругу игроков, чем остальные проекты Paradox (Stellaris мы не считаем, она столь же приветлива и ясна, как Civilization V). Почему? Потому что Hearts of Iron — или «День Победы» в нашей локализации — призывает к привычным для рядового стратега вещам. Выбери страну поближе к своим идеалам, будь то Советский Союз, Великобритания или — свят-свят! — Третий Рейх, да хоть Уругвай, никто не ставит ограничений. Построй заводы, обучи отряды, отправь в атаку. Звучит просто.

Но Paradox не умеют делать просто.

В основном потому, что война в HoI — это не «А + ЛКМ». Нужно выбрать удачные направления для дивизий, подготовить будущие «котлы», свериться с картой местности (чтобы танки не продирались сквозь чащу) и с метеосводками (чтобы штурмовики не попали в грозу). Не атаковать, черт возьми, через реку самый мощный форт в Восточной Европе. Прикрыть своих солдат авиацией и не профукать ее, потому что в регион влетают две тысячи истребителей врага.

А еще эту ораву надо вооружить, вовремя перевооружить, снабдить и поставить во главе нужного человека.

► Советский Союз несет какие-то безумные потери: не удивительно, что многие стримеры шутя загрызали Красную армию. Кажется, ее сделали чересчур слабой.

В Hearts of Iron IV обещали все эти процессы сделать понятнее и удобнее, а то в третьей части можно было сойти с ума от одной только иерархии войск. В сравнении с безумно сложной Hearts of Iron III вышло отлично, без сравнения — привычная для Paradox картина: оригинальная всеобъемлющая механика, которую тяжело постичь.

Польша уже сдалась

Идея о том, что управлять каждой дивизией вручную — это не так уж удобно и прогрессивно, дошла до Paradox не сразу. Первые две части никак не облегчали эту задачу, и партии в них состояли преимущественно из напряженных стратегических пауз. Hearts of Iron III достигла кое-какого прогресса: группы армий можно было поручить компьютеру, и если вы добились значительного численного и технологического преимущества, то он даже побеждал.

► Линии, стрелочки, пунктир — все как в учебнике истории. Знаете, как долго мы об этом мечтали?

Hearts of Iron IV доводит идею до логического конца. Выбрали армию, ткнули в линию границы, чтобы обозначить фронт, провели стрелку-другую, нарисовав план наступления. А войсковая иерархия из третьей части отправилась в костер: хоть она и была правдоподобной, но в том виде лишь обеспечивала мигрень. Теперь даже вооруженные силы чудовищных размеров управляются на раз-два. Значит ли это, что стало проще воевать?

Едва ли. Хотя бы благодаря обновленной логистике для авиации и флота. Ваши ребята отважно прут вперед в регионе, где вы содержите полтора десятка картонных истребителей? Значит, их порежут на открытки, а ваши войска крепко застрянут. Решили пересечь залив и коварно захватить чужое побережье? Тогда будьте добры отправить в те края солидный флот, иначе вторжение захлебнется. При этом системы управления самолетами и кораблями устроены куда удобнее и нагляднее, чем прежде: направили эскадрилью или флотилию, выбрали задание, и все, теперь приглядываем, чтобы вашим капитанам не оторвали головы.

► Число китайских дивизий пугает, но стоит присмотреться и выяснить, сколько в каждой из них полков... Сунь-цзы вертелся бы в гробу.

План выполняется на отлично только при заметном превосходстве над врагом. Стоит нескольким дивизиям пострадать, утратить организацию и понести потери, как весь фронт встает и ждет то ли пополнения запасов снаряжения, то ли восстановления личного состава. Если выделить их вручную и отправить в атаку — успех все равно будет на вашей стороне.

Почему так происходит? Не очень понятно. Видимо, компьютерный полководец не находит свои дивизии готовыми к наступлению, и это мешает наполеоновским планам: приходится снисходить до уровня отдельных дивизий и направлять их собственноручно. Игре не помешал бы комплект настроек для операций: предельный уровень готовности, снабжения и всего остального.

Куем победу

Перед отправкой на фронт дивизии придется обучить, и эту процедуру перекроили как могли. Заводы разделились на мирные и военные. Притом одни разрешено конвертировать в другие — так промышленная логика возобладала над простотой. Но и военные заводы, увы, не штампуют войска, как раньше: они выпускают оружие и технику, а те, в свою очередь, идут на вооружение дивизий.

Потребность армий в снаряжении и машинах меняется постоянно, и постоянно же за ней приходится следить. И здесь, что печально, — никакой автоматизации или делегирования полномочий ИИ. Несомненно, такая схема производства куда правдоподобнее старой, где дивизии клепались на станках, и в ней кроется приятный элемент микроменеджмента. Но и внимание она требует повышенного.

А дивизии придется еще и проектировать — приписать немного мотострелков к пехоте или ремонтную роту к танковой дивизии. Этот вопрос заслуживает отдельной статьи: грамотная комплектация дивизии повысит ее пригодность на поле. А чтобы игрок не ринулся со старта расфасовывать все по-своему, на каждую приписку новой части тратится боевой опыт — абстрактные очки военного ремесла, добываемые в бою. Сухопутный боевой опыт тратится на конструирование дивизий, воздушный и морской — на улучшение параметров самолетов и кораблей. Невероятно занимательное дело, но вкупе с остальными оно еще сильнее вас загружает, а ближе к середине-концу партии еще и теряет актуальность, ибо опыта море, а тратить некуда.

► Жаль, что старую кнопочку подгонки темпов индустрии под ее нужды сюда не прикрутили — было бы стократ удобнее, чем дергаться каждые пару минут.

К счастью, модификация подразделений идет с помощью общих шаблонов, никто не заставляет бегать за каждой пехотной дивизией с двумя бригадами САУ. Подберите состав, а игра сама подсчитает, сколько новых машин придется заказать.

Что это все значит? Если вы, начав партию, слепо выберете группу армий и отправите ее воевать — быть беде. Если удосужитесь разобраться во всех вопросах, связанных с промышленностью, логистикой и поддержкой с воздуха и моря, — тогда быть победе, а сквозь усталость вы ощутите сладость триумфа. И сам триумф, и процесс его достижения больше не требуют бухгалтерской возни со штабами и штурма безумного технологического древа, как в Hearts of Iron III. А командование войсками — если опустить детали — действительно сводит на нет часть тоскливой рутины.

Hearts of Iron IV не боится глобальных перемен, и почти все они — к лучшему. Жаль, что случайный патриот, соблазнившийся названием «День Победы», не оценит весь масштаб замысла... если, конечно, не запасется терпением и вниманием.

► Армии сами меняют линию фронта в зависимости от продвижения или отступления.

Керенского — в генсеки

История не знает сослагательного наклонения, зато мы знаем и любим. Потому Hearts of Iron всегда привлекала людей, неравнодушных к музе Клио. Много ли на свете игр, позволяющих вывернуть мир наизнанку?

В Hearts of Iron IV эту жажду «перемен задним числом» наконец оформили юридически. Помните национальные идеи из Europa Universalis IV? Paradox перенесли их с рельс долгосрочной политики в русло политики конкретной и сиюминутной, выдав каждой стране кучу вариантов развития. Выбор фокуса — это выбор долгосрочной стратегии развития, как в техническом, так и в политическом плане. Выглядит и работает как древо технологий, только каждый из национальных фокусов дает мощные модификаторы или к отраслям науки, или к внешней политике — будь то повод для войны, взрывной рост поддержки нужной партии или нечто особое. Больше всех повезло, конечно, «мажорам» — великим нациям.

► Четыре года промывки мозгов — и после выборов в США разгорается гражданская война против Свободной Американской империи. Конфедераты 2.0.
► Другие державы не обязаны плясать под вашу дудку. Выполнив фокус «Альянс с СССР», будьте готовы к тому, что Сталин через неделю разорвет ваш союз.

Германии, например, досталось несколько взаимоисключающих ветвей — как и остальным странам. Вместо вторжения в Скандинавию она может выбрать развитие морского флота и принудить северные страны к дружбе. Вместо требования польского города Данциг себе немцы могут предложить его обмен на Словакию (если прежде вы ее приговорили, а не предложили союз). Одна из ветвей вообще распускает ось Берлин-Рим-Токио, заменяя ее на ось Берлин-Москва. Кошмар, а? Все ваши сумасшедшие идеи непременно найдут здесь воплощение, и никаких препон игра не чинит.

А отступление от реальной истории теперь не карается отсутствием политических событий и удивленными взглядами со всего мира. Мало того, уберите перед началом партии галочку с пункта об историческом подыгрывании со стороны ИИ, и мир с удовольствием вкатится на страницы книг в жанре фантастики. Будет и польский альянс Междуморье, и восстание троцкистов в СССР (не очень понятно, влияет ли на него выживание самого Троцкого в ходе скриптового события), и англо-американская война.

ЭТО ВАЖНО: кое-какой регулятор агрессии все же остался. Уровень мировой напряженности — это примерный процент готовности человечества к новой глобальной войне. Агрессивные действия повышают ее, а миролюбивые страны не могут принять весомых мер, пока напряженность не достигнет пугающих величин. Занятная обоюдоострая штука: чем активнее вы развязываете войну, тем скорее апологеты демократии приплывут вам мстить. Прежде тут играл роль параметр угрозы для каждой отдельной страны.

► Какой чудовищный мир я создал в этой партии! Удовольствие от игры за Третий Рейх — не самое здоровое, надо признаться.

«Минорам» же такую роскошь не подарили: все страны за пределами «Большой семерки» делят один-единственный набор национальных фокусов. Хоть он и дает определенную политическую гибкость (выбор идеологии, альянса, тактики войны), но специфических идей в нем нет. Почему Ирландии не разрешают, скажем, взять реванш в противостоянии Великобритании? Понятно, что на проработку всех стран в игре ушло бы нерационально много усилий, но цена экономии — не столь глубокая игра за малые державы. Хотя какие уж малые! Испания, Канада, Турция — весьма могучие страны при правильном развитии.

* * *

Безусловно, Paradox достигла новой вершины в отношении дружелюбности своих игр: Hearts of Iron IV значительно приятнее, сочнее и ярче, нежели прошлая часть. А процесс ведения войны наконец-то стал близок к тому, каким его обычно представляют. Просто чертим линии на карте, ждем, когда генерал соберет всех в кучу, и жмем кнопку «Начать выполнение плана».

Но Hearts of Iron IV опять требует недюжинного внимания к деталям и концентрации. В ней обновлена система производства, обучения, воздушных и морских операций — серия не стоит на месте. Однако к людям за пределами аудитории Paradox она все так же беспощадна. Крепитесь.

Оно того стоит.

Порадовало
Огорчило
  • по-прежнему самый масштабный и детальный варгейм;
  • удобная и наглядная тактика войны;
  • национальные фокусы, свойственные даже державам на самом бредовом пути развития;
  • целая игра в игре в промышленной отрасли.
  • если вы не знаток жанра — будет тяжко;
  • многочисленные недочеты интерфейса, понуждающие к массе лишних телодвижений.
Как мы играли
Во что: игру предоставил издатель до релиза.
На чем: PC
Сколько: сорок семь часов альтернативной и не очень истории.
«Ачивка» редакции
Франция и белый флаг
Намазать немцев тонким слоем прямо на линию Мажино. Сами вы трусы и в кухне ничего не понимаете!
О локализации
Перевод текстов достаточно грамотный, можно предъявить лишь стандартную претензию — склонения и имена собственные чудят и балуются с уродливыми сокращениями. И шрифты — исходный шрифт в стиле старой печатной машинки заменен стандартным, что режет глаз. С сожалением вспоминаем третью часть, где шрифт зависел от выбора союза: фашисты гордо использовали готический шрифт, коммунисты — жуткую псевдокириллицу, а демократам... ну, им и тогда не шибко повезло.
Оценка сайта
9,0
Превосходно

Вердикт

По-прежнему лучшая стратегия для тех, кто мечтает изменить вторую мировую на свой лад. Немного ближе к людям — и значительно крепче фундаментом.
NNNN
NNNN
Всего скриншотов: 34Show all screenshots
Викинги, рыцари, самураи... кто еще? Размышляем, какие стили боя хорошо смотрелись бы в For Honor.
На что способен редактор карт Dota 2, и как опубликовать свой проект в мастерской Steam.
Рассказываем о необычных фактах, часть которых нашла отражение в игре.
Рассказываем, что подарили нам независимые разработчики за последние пару-тройку месяцев.
Комментарии к статьям
Согласны 8 из 9
06.06.2016 | 18:36 WolfCrusher [14910]
Эх, было бы время в ней разобраться... Год бы можно было играть) минимум
Согласны 14 из 25
06.06.2016 | 18:51 МаршалЖиков [2852]
"Советский Союз несет какие-то безумные потери: не удивительно, что многие стримеры шутя загрызали Красную армию. Кажется, ее сделали чересчур слабой."
Да когда у них на западе даже про-советские историки выдают хохму в духе: "Потери СССР во второй мировой составили 27.000.000 солдат" не удивительно что авторы какой-то-там компутерной игрушки где-то что-то недопоняли...
Согласны 3 из 15
06.06.2016 | 20:02 The_Edge [203010]
МаршалЖиков
"Советский Союз несет какие-то безумные потери: не удивительно, что многие стримеры шутя загрызали Красную армию. Кажется, ее сделали чересчур слабой."
Да когда у них на западе даже про-советские историки выдают хохму в духе: "Потери СССР во второй мировой составили 27.000.000 солдат" не удивительно что авторы какой-то-там компутерной игрушки где-то что-то недопоняли...

Я, конечно, в школе давно уже учился, но насколько помню 20-22 млн потерь у СССР точно было, у Китая вообще около 35.Если ошибаюсь, поправьте, в идеале вообще статейку скиньте, почитаю с удовольствием.
Согласны 13 из 13
06.06.2016 | 20:03 Tvorenie [217042]
МаршалЖиков
"Советский Союз несет какие-то безумные потери: не удивительно, что многие стримеры шутя загрызали Красную армию. Кажется, ее сделали чересчур слабой."
Да когда у них на западе даже про-советские историки выдают хохму в духе: "Потери СССР во второй мировой составили 27.000.000 солдат" не удивительно что авторы какой-то-там компутерной игрушки где-то что-то недопоняли...

Думаю, тут дело не в балансе, а прежде всего в тупом ИИ. На скриншоте автор все-таки играет за Германию.
Согласны 23 из 23
06.06.2016 | 20:04 Tvorenie [217042]
The_Edge
МаршалЖиков
"Советский Союз несет какие-то безумные потери: не удивительно, что многие стримеры шутя загрызали Красную армию. Кажется, ее сделали чересчур слабой."
Да когда у них на западе даже про-советские историки выдают хохму в духе: "Потери СССР во второй мировой составили 27.000.000 солдат" не удивительно что авторы какой-то-там компутерной игрушки где-то что-то недопоняли...

Я, конечно, в школе давно уже учился, но насколько помню 20-22 млн потерь у СССР точно было, у Китая вообще около 35.Если ошибаюсь, поправьте, в идеале вообще статейку скиньте, почитаю с удовольствием.

Эти цифры с учетом мирного населения.
Согласны 2 из 3
06.06.2016 | 21:46 Commander [208418]
The_Edge
МаршалЖиков
"Советский Союз несет какие-то безумные потери: не удивительно, что многие стримеры шутя загрызали Красную армию. Кажется, ее сделали чересчур слабой."
Да когда у них на западе даже про-советские историки выдают хохму в духе: "Потери СССР во второй мировой составили 27.000.000 солдат" не удивительно что авторы какой-то-там компутерной игрушки где-то что-то недопоняли...

Я, конечно, в школе давно уже учился, но насколько помню 20-22 млн потерь у СССР точно было, у Китая вообще около 35.Если ошибаюсь, поправьте, в идеале вообще статейку скиньте, почитаю с удовольствием.

Например, http://statehistory.ru/650/poteri-v-vov/ или http://topwar.ru/11444-poteri-sssr-i-germanii-v-vo...
Согласны 0 из 0
06.06.2016 | 23:34 Mannarox [72022]
не уж то получилось лучше 2 части?!
Согласны 13 из 13
07.06.2016 | 02:34 Onion_Donut [232676]
почему не 10? хуже овервотча?
Согласны 7 из 11
07.06.2016 | 03:09 StasUnn [22039]
МаршалЖиков
"Советский Союз несет какие-то безумные потери: не удивительно, что многие стримеры шутя загрызали Красную армию. Кажется, ее сделали чересчур слабой."
Да когда у них на западе даже про-советские историки выдают хохму в духе: "Потери СССР во второй мировой составили 27.000.000 солдат" не удивительно что авторы какой-то-там компутерной игрушки где-то что-то недопоняли...

Да это и у нас скоро говорить будут. Вдобавок к миллионам младенцев, съеденным лично Сталиным на завтрак.
Согласны 5 из 7
07.06.2016 | 04:18 МаршалЖиков [2852]
StasUnn
МаршалЖиков
"Советский Союз несет какие-то безумные потери: не удивительно, что многие стримеры шутя загрызали Красную армию. Кажется, ее сделали чересчур слабой."
Да когда у них на западе даже про-советские историки выдают хохму в духе: "Потери СССР во второй мировой составили 27.000.000 солдат" не удивительно что авторы какой-то-там компутерной игрушки где-то что-то недопоняли...

Да это и у нас скоро говорить будут. Вдобавок к миллионам младенцев, съеденным лично Сталиным на завтрак.

Да мне однажды заявили что Сталин лично убил миллиард человек, я с тех пор ничему не удивляюсь больше... А так если кому интересно - население всех стран воевавших на стороне германии превышало 400.000.000 человек, а численность войск в Европе превышала нашу в европейской части СССР на ~3.000.000 солдат, в первые дни войны только из Финляндии бомбить СССР полетело больше 300 самолётов (кстати в финских лагерях одних только русских умерло больше 20.000)... По этому соотношение потерь 1.3 наших (да хоть 2) на 1 немца (с учётом погибших в немецком плену) это, мать его, подвиг
Войти и прокомментировать                Войти под логином игромании | Зарегистрироваться
Поиск по сайту Игровые платформы: PC  |   X360  |   XONE  |   PS3  |   PS4  |   Wii  |   Wii U  |   PSP  |   Vita  |   NDS  |   3DS  |   Android  |   iOS
1997-2019 ООО «Игромедиа». Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции. Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции. Для прямого контакта с редакцией пишите на основную почту «Игромании.ру».
Пользовательское соглашение

КОММЕРЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
Механизм выбора платформы позволяет отображать на страницах информационного портала материалы, относящиеся строго к выбранным платформам.

Каждый пользователь индивидуально выбирает для себя интересующие его игровые платформы.
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования