IGROMANIA.RU
Registration
MoreLess
Популярные за неделю
Популярные за месяц

Исторические игры существуют еще с тех времен, когда компьютеры были похожи на большие шкафы, а до появления первой в истории консоли Magnavox Odyssey оставался ровно год. Почти полсотни лет прошло с момента выхода незамысловатой The Oregon Trail — образовательной игры, посвященной переселенцам Дикого Запада. А в наше время мы с удовольствием участвуем в эпичных сражениях Battlefield 1 и готовы часами сидеть в Civilization VI.

Мы выбрали лучшие и самые значимые исторические игры разных жанров. От масштабных стратегий со встроенными энциклопедиями до обычных, но уже культовых шутеров. Погружение в историю начинается!

Империя Сида Мейера

► На войне все средства хороши.

Имя Сида Мейера знакомо почти каждому геймеру, и причиной тому — пошаговые стратегии серии Civilization. Где еще можно возложить на свои плечи ответственность за судьбу целой цивилизации, прочувствовать все радости и горести, через которые прошло человечество, и переписать историю на свой лад?

Играть можно за любую державу: это и викинги во главе с Харальдом I Синезубым, и независимая Эфиопия, и утонченный Восток, и бескрайняя Россия. Цель каждый раз одна — бережно заботиться о своей цивилизации, а заодно обойти соседей и добиться мирового господства. Причем сделать это можно как подкупом и дипломатией, так и с помощью дубинки (или пушки, в зависимости от эпохи).

В Gods & Kings появились еще две фишки — шпионаж, позволяющий стащить ноу-хау у другой цивилизации, что вполне соответствует сегодняшним реалиям, и вера как новый ресурс: отправка миссионеров в ближайшие земли на первых порах приносит немало плодов.

Все это позволяет придумать уникальное приключение в стиле выбранной культуры. Прогресс не дремлет, в новой шестой части тоже не обошлось без нововведений, и постройки теперь можно возводить только в соответствующих кварталах, что заставляет тщательно обдумывать каждый ход.

► Плохой танцор получит от ворот поворот как в любви, так и на дуэли.

Сражение при Геттисберге в 1863 году — переломная точка противостояния между Соединенными Штатами и Конфедерацией — вдохновило Firaxis Games на создание игры по мотивам минувших событий. В Sid Meier’s Gettysburg! все продумано до мелочей: по полю битвы шагают солдаты в форме того времени, география местности и название боевых единиц полностью соответствует действительности, а противники — реальные исторические персоналии, будь то командующий Северовирджинской армии Роберт Ли или генерал-майор Оливер Говард.

В течение трех дней битвы у игрока полностью развязаны руки, но он ограничен во времени — каждый сценарий длится около полутора-двух часов. Есть и элемент вариативности: в случае победы южан запускается альтернативный сценарий, так что можно пофантазировать, как изменился бы ход истории.

Но не только стратегиями жил Сид Мейер. Ремейк Sid Meier’s Pirates! — один из лучших симуляторов разгульной пиратской жизни. В начале игры предлагается выбрать нацию, специализацию, а также период — последнее сильно повлияет на геополитическую обстановку в мире. Корабли исполнены с исторической точностью, а карикатурные персонажи пиратов и детально проработанные мини-игры не дают заскучать. По случайному стечению обстоятельств герой становится капитаном небольшого судна, а дальше — простор для фантазии: морские баталии, торговля, поиск похищенных родственников, охота за головами, танцы с дочурками губернаторов... По завершении истории игра любезно предложит игроку самое подходящее для него призвание. И, возможно, будет обидно оказаться всего лишь гробовщиком или писарем.

► Сид Мейер учел и ландшафт: в гору солдаты идут медленнее.

Цивилизация в коротких штанишках

В середине 1990-х Брюс Шелли откололся от команды Сида Мейера и открыл свою компанию, Ensemble Studios. Уже в 1997-м свет увидела Age of Empires, стратегия в реальном времени, где игроку предлагалось протащить определенную цивилизацию (а вместе с аддонами их десятки!) от первобытности к относительной современности — первая игра заканчивается около 1000 года нашей эры.

Кстати, это была первая игра, в которой цивилизации вместе с уникальными свойствами и юнитами действительно сильно отличались друг от друга, Civilization пришла к этому позже. Во второй части на выбор есть несколько кампаний, возглавляемых Жанной д’Арк, Уильямом Уоллесом, Чингисханом и другими не менее известными персонажами. Но в третьей части и более поздних аддонах разработчики стали уходить от исторической достоверности, разбавив игры мифами и легендами, что, впрочем, не оттолкнуло основную аудиторию.

► Не успеешь оглянуться, как враг нарушит покой средневековых рыцарей.

Среди песчаных барханов

В 1999-м Impressions Games выпустила градостроительный симулятор в реальном времени Pharaoh. Как следует из названия, отстраивать придется Древний Египет. Хотя за другие нации тут поиграть не удастся, на помощь спешат иные игры разработчика — Zeus: Master of Olympus и Caesar. Древнеегипетская история и мифология восстановлены правдоподобно: игрок может сесть на трон Тутанхамона, Рамзеса или Клеопатры, разгневанные боги насылают проклятия и неурожай, геймдизайнеры не забыли даже о приливах и отливах Нила! Египтяне оказались мирной нацией — сражений не то чтобы нет, но они проходят совсем уж незаметно: в распоряжении игрока только пехота и лучники, а в случае нападения все заканчивается довольно быстро. Но это не мешает наслаждаться игровым процессом.

► Как и подобает, сфинкс или пирамида занимает изрядный кусок карты.

Пришел, увидел, захватил

Стратегическая серия Total War от Creative Assembly всегда могла похвастаться шикарным букетом исторических периодов, начиная с Сэнгоку-Дзидай (яп. «эпоха воюющих провинций») в Shogun: Total War и заканчивая разделением Римской империи в Total War: Attila. Эксперименты со строгими к историческому правдоподобию сюжетными кампаниями (Rome: Total War — Alexander) не увенчались успехом, поэтому разработчики отказались от подобной линейности.

► Битвы зачастую выглядят по-голливудски эпично.

Скажем, если вам не хочется играть за набивших оскомину римлян в Rome: Total War, почему бы не выбрать другую фракцию? Иной раз интереснее захватывать мир за тех же египтян или галлов, чем подстраиваться под реальную историю. За них сложнее играть, они не так продвинуты, как Римская империя, но именно это и делает игры серии Total War реиграбельными и захватывающими.

Не менее значимое достоинство любой Total War — подробнейшая встроенная энциклопедия, из которой можно почерпнуть море полезной информации об отдельно взятом историческом периоде игры. Там вы найдете не только описания юнитов и игровых построек, но и сведения о культуре и политике различных фракций.

Смутное время

События стратегической серии Stronghold переносят игрока в средневековье: крестовые походы, время смуты и междоусобных войн в Англии. Первая часть Stronghold считается самой яркой игрой в серии благодаря своему простому и запоминающемуся сюжету. За основу взят один из самых катастрофических периодов в истории Англии — период правления короля Иоанна по прозвищу Безземельный, которое он получил из-за того, что его отец, король Генрих II, не даровал сыну земель, захваченных во Франции. Правление Иоанна привело страну к масштабной гражданской войне, мятежу английских баронов и отлучению короля от церкви. Иоанн раз за разом совершал ошибки как во внешней, так и во внутренней политике. Он скоропостижно скончался от болезни (есть версия, что его отравили), передав правление своему сыну Генриху.

► Основной геймплей завязан на постройку, захват и оборону замков.

В серии Stronghold все произошло по-другому. Короля захватили варвары, а страной начали управлять четыре алчных барона. Игрок должен постепенно отвоевать замки и земли у баронов, восстановить былое величие страны и вернуть на трон законного правителя. Пускай события в игре и вышли за рамки истории, создателям удалось великолепно передать дух эпохи последних крестовых походов.

От карибских просторов до крымских походов

Кажется, трудно найти в СНГ фаната стратегий, который не играл бы в культовых «Казаков» от студии GSC Game World.

Разработчики с особым тщанием подошли к вопросу исторической достоверности, поэтому в серии представлено весомое количество интересных временных периодов. Русско-турецкие войны, восстание Степана Разина и крымские походы за Российскую империю. Тридцатилетняя война и наполеоновские войны за Францию. Покорение карибских островов и Английская революция XVII века за Британию и еще много интересного. Серия подкупает своей реиграбельностью, а если увлечься онлайновыми сражениями, то в «Казаков», кажется, можно играть годами.

► Правильное построение отрядов и ландшафт играют важную роль в бою.

Посиделки над картой

Серии Europa Universalis, Hearts of Iron, Crusaders Kings и Victoria согреют сердце любого преданного фаната глобальных стратегий. Со всей уверенностью заявляем, что стратегии от Paradox Interactive вполне можно считать самыми историческими играми современности.

В каждой серии игроку позволяют выбрать любое реально существующее государство (исключение тут лишь Crusaders Kings с развитой системой построения династии), которым можно управлять. Менять политический строй и насаждать религию, колонизировать неизведанные земли, сотрудничать с соседними странами или вероломно на всех нападать, постепенно захватывая континент.

Все события, будь то появление нового правителя или полководца, достижения ученых и политиков или заслуги первооткрывателей, крепко привязаны к реальной истории. От открытия Америки Колумбом до реформ Петра I — игрок может наблюдать за всем, заранее зная, что произойдет в определенный год, и подстраиваться под неизбежные повороты истории.

► Албания правит Европой!

Crusaders of Kings посвящена эпохе крестовых походов (1066—1453). Сюжет Europa Universalis охватывает события от позднего средневековья (XV век) до начала наполеоновских войн и провозглашения независимости США. Серия Victoria названа в честь британской королевы Виктории: игра стартует в 1836-м, охватывая все годы ее правления (1837—1901), и длится вплоть до окончания первой мировой войны (во второй Victoria игру продлили до 1939 года). События Hearts of Iron стартуют незадолго до начала второй мировой и заканчиваются в 1948 году.

Весьма радует импорт сохранений в разные игры серии. Сохранение из Crusaders Kings можно использовать в Europa Universalis, сохранение от Europa Universalis в Victoria — и вплоть до Hearts of Iron. Это позволяет игроку беспрерывно участвовать в исторических событиях: с крестовых походов и до «холодной войны» между двумя сверхдержавами.

Ничто не истинно, все дозволено

Сложно пройти мимо Assassin’s Creed, приключенческого стелс-экшена от Ubisoft. В дебютной игре протагонист первых частей, Дезмонд Майлз, забирается в «Анимус» — устройство, в котором можно пережить опыт предков. В ходе истории Альтаира он узнает истоки противостояния древних братств ассасинов и тамплиеров. Орудовать скрытым клинком доведется в эпоху крестовых походов на Святой земле — в Акре, Иерусалиме, Дамаске и окрестностях.

В Assassin’s Creed 2, Brotherhood и Revelations Эцио Аудиторе, ассасин эпохи Возрождения, продолжает дело Альтаира. В Риме он становится свидетелем разрушительной власти дворянского рода Борджиа, в Константинополе расхлебывает последствия распада Византийской империи, а в Венеции и Флоренции помогает Леонардо да Винчи, величайшему уму эпохи, с его опережающими время изобретениями. Кстати, поболтать во время игры удастся и с Николо Макиавелли, Сулейманом I и представителями семьи Медичи.

► Эцио в Revelations уже не молод, а скачет как во второй части!

В следующих играх — противоречивая эпоха колониальной Америки. В Assassin’s Creed 3 (где, кстати, завершается история Дезмонда Майлза) и Liberation герой вмешивается в ход гражданской войны и в свободное время осваивает азы судоходства. В Black Flag опытный морской волк Эдвард Кенуэй бороздит Карибский бассейн вместе с именитыми пиратами — Черной Бородой, Мэри Рид и Бенджамином Хорниголдом, а в Rogue на фоне декораций Семилетней войны тамплиер Шэй Кормак жаждет возмездия.

► Black Flag вышел в очень удачное время — как раз излечить от осенней хандры.

Побеседовать с маркизом де Садом за бокалом вина, принять участие во взятии Бастилии и предотвратить крестьянскую стачку на пороге Великой французской революции можно в Unity. И здесь, и в Syndicate, выполненном в антураже викторианского Лондона, города стали еще больше и достовернее — по ним действительно можно учить историю. А вот сюжет слабее. Следующая часть, Empire, еще не анонсирована, но, по слухам, перенесет нас во времена Древнего Египта, а затем — Древнего Рима и Греции.

► Панорамы в Unity еще больше захватывают дух!

В Ubisoft разбавили серию и 2,5D-трилогией Chronicles, где отправили героев в экзотические исторические периоды, предлагая примерить новые амплуа. На выбор три эпохи: падение династии Мин в Китае, война Сикхской империи с британскими колонизаторами и Октябрьская революция в России.

► Хотя игра выглядит иначе, цель та же — уничтожение тамплиеров!
«Кредо Убийцы»

Совсем скоро на широкие экраны выйдет фильм «Кредо Убийцы». Сюжет картины расскажет историю заключенного Каллума Линча, который окунется в воспоминания своего предка-ассасина. По словам создателей ленты, одной из главных задач было заставить зрителей поверить в реальность происходящего на экране, в мир и его персонажей.

Российская премьера состоится 5 января следующего года. Главные роли исполнили Майкл Фассбендер («Люди Икс: Дни минувшего будущего»), Марион Котийяр («Начало»), Майкл Кеннет Уильямс («Подпольная империя»), Джереми Айронс («Борджиа») и Брендан Глисон («Грань будущего»).

Потом и кровью

Что среди исторических игр встречается редко, так это ролевки. Mount & Blade чуть ли не единственная игра, где можно облачиться в полный комплект доспехов, сесть на коня и отправиться на поиски приключений. Игрок, крошечный винтик в выдуманном мире Кальрадия, стремится найти в нем свое место. Беготня с поручениями лордов вскоре надоедает, и пытливый ум начинает прикидывать, как получить свой кусок торта. Вот уже поступаешь на службу, на торговле сколачиваешь небольшой капитал, выступаешь парламентером в конфликтах мировых держав, а с дополнением Warband — собираешь вокруг себя верных вассалов и играешь в любовь со знатными дамами.

► Где еще поучаствуешь в массовых баталиях и разделишь с товарищами радость от победы!

Но что забыла Mount & Blade в списке исторических игр? А дело в дополнении «Огнем и мечом» в сеттинге Восточной и Северной Европы XVII века. Здесь становишься очевидцем и участником восстаний Стеньки Разина и Богдана Хмельницкого, строишь козни против Речи Посполитой, пробуешь, как лежит в руке новенькое ружье. Больше не надо придумывать, чем заняться, как было в оригинальной игре, — сюжет сам затягивает героя.

Идею реальных исторических событий подхватили фанаты — модификации не заставили долго себя ждать. Появились моды и по войне с Наполеоном, и по эпохе крестовых походов, и по становлению Османской империи, а самые искушенные игроки придумали сюжеты даже в толкиновском Средиземье и Вестеросе Джорджа Мартина.

Одержимые западнославянской историей

Братья-славяне тоже добавили свои пять копеек в разработку исторических игр: в ММО-симуляторе выживания Life is Feudal: Your Own от московской студии Bitbox можно испытать все тяготы жизни человека средневековья, а в альтернативном мире чешского Inquisitor — взяться за грязную работенку инквизитора, истребляя еретиков.

Наиболее дотошно к исторической точности подошли чешские разработчики Warhorse Studios в Kingdom Come: Deliverance, ролевки от первого лица, анонсированной в 2014 году. На выходе должна получиться образцовая историческая реконструкция времен правления чешского короля Вацлава I и сместившего его Сигизмунда, брата и наследника. Разработчики обещают открытый аутентичный мир, где героя судят не по словам, а по поступкам: за неподобающее поведение есть шанс получить штраф или оказаться в кандалах, а решение пощадить или покарать противника тут же отзовется слухами, что повлияет на отношение NPC.

► В суровом средневековье никуда без сражений и рыцарских турниров.

При этом погружение в средневековую среду максимальное. Не только оригинальное оружие со своими достоинствами и недостатками, но и весьма ограниченные способности героя: залежавшийся в инвентаре провиант портится, от недосыпа рыцарь валится с ног, а о том, чтобы вынести в одиночку целую армию, не может идти и речи. Демоверсия получилась интересной, поэтому с нетерпением ждем гремучую смесь из The Witcher, Skyrim и Mount & Blade, лишенную фэнтезийных элементов.

На трех фронтах

С каждым годом серия шутеров Call of Duty уходит от своих истоков, окончательно ударившись в фантастику с выходом Advanced Warfare и закрепившись на этой ниве в Infinite Warfare. Про серию Medal of Honor, кажется, и вовсе забыли после спорной Warfighter.

Обе серии начинали свой путь со второй мировой войны, причем внимание было уделено почти всем фронтам. Эксклюзивные консольные ответвления Medal of Honor (Frontline, European Assault, Heroes, Vanguard) и Call of Duty (Finest Hour, Big Red One) охватили многие спецоперации союзников в Европе — от высадки на Омаха-Бич до операции в Арденнах. Тема Западного фронта исчерпана, обе серии почти досконально рассказали о сражениях в Европе, даже о незначительных или малоизвестных.

Что касается восточного фронта, то битве за Сталинград посвящена часть миссий в Call of Duty 2, Call of Duty: Finest Hour и Medal of Honor: European Assault. Советская кампания, к счастью, не ограничивается одним лишь Сталинградом и его окрестностями. В Call of Duty: United Offensive и Call of Duty: World at War вспомнили сражения за Курскую область, освобождение Харькова и захват Берлина.

Неоднозначно все только с тихоокеанским театром военных действий. В серии Medal of Honor вышли невразумительная Rising Sun и незаслуженно забытая Pacific Assault, а серия Call of Duty отметилась лишь World at War, где Японии уделили всего-то восемь заданий, а не целую игру. Надеемся, что этот пробел когда-нибудь будет заполнен.

► Водрузи флаг над Рейхстагом!

Впрочем, не стоит забывать о многопользовательских шутерах вроде Battlefield 1942 и серии Red Orchestra. Они могут похвастаться отличным набором карт, посвященных сражениям на всех фронтах второй мировой войны.

Нуарный блюз

Конец сороковых — начало пятидесятых годов XX века. Сюжет детективной L.A. Noire повествует о трудовых буднях сотрудника полиции Лос-Анджелеса Коула Фелпса. Игроку подробно расскажут о его карьерном росте от обычного патрульного до известного детектива.

В первую очередь хочется похвалить отлично воспроизведенный Лос-Анджелес тех лет со всеми известными достопримечательностями. Гигантские пространства, реальные улицы, скрупулезное внимание к мелочам. Создатели L.A. Noire добавили в игру около сотни реальных автомобилей. Уникальное явление для жанра, особенно на фоне той же Mafia или GTA, где все транспортные средства всегда были вымышленными.

Огромное внимание уделено проработке антуража: костюмы, реклама, музыка, общий настрой первых послевоенных лет и начала «холодной войны». В общем, в плане визуальной части и атмосферы L.A. Noire — маленький шедевр, окно в ту эпоху.

► Иной раз хочется просто поколесить по улочкам, рассматривая достопримечательности.

* * *

Список внушительный, но даже это лишь толика значимых игр с исторической подоплекой. По одним только стратегиям можно написать огромный трактат, так как достойные представители этого жанра выходят ежегодно. Увы, некоторые исторические события освещены в игровой индустрии слабо, но есть большая надежда на независимых разработчиков. Например, про гражданскую войну в США сделано всего несколько интересных стратегий, но совсем нет значимых шутеров, про русско-японскую войну и вовсе забыли, а ведь сейчас на эту тему можно сделать неплохую многопользовательскую игру в духе World of Warships! Надеемся, что рано или поздно досадные пробелы будут заполнены и менее популярные исторические события тоже обретут полноценное виртуальное воплощение.

Викинги, рыцари, самураи... кто еще? Размышляем, какие стили боя хорошо смотрелись бы в For Honor.
На что способен редактор карт Dota 2, и как опубликовать свой проект в мастерской Steam.
Рассказываем о необычных фактах, часть которых нашла отражение в игре.
Рассказываем, что подарили нам независимые разработчики за последние пару-тройку месяцев.
Комментарии к статьям
Согласны 18 из 18
11.12.2016 | 15:49 сывмвым выывыв [ML] [526606]
Матерь божья, Игромания, что с тобой? Еще одна годная статья)
Согласны 12 из 12
11.12.2016 | 16:38 canktum [209873]
И это не реклама. Молодцы
Согласны 2 из 23
11.12.2016 | 16:44 Commander [208418]
Assassin’s Creed - историческая игра? Лол
Согласны 3 из 5
11.12.2016 | 16:53 OMM9 [503897]
Следующая часть, Empire, еще не анонсирована, но, по слухам, перенесет нас во времена Древнего Египта, а затем — Древнего Рима и Греции...
Разбудите, когда юбисофт "додумаются" что Ассасины и феодальная Япония (как минимум) - идеальный концепт.
Согласны 9 из 9
11.12.2016 | 17:22 MakarovVladimir [610243]
Вспомнил еще Саботёр.
Отличная была игра, атмосферная!
Согласны 2 из 2
11.12.2016 | 20:40 teo89 [588515]
Спасибо за статью. Да, было время когда Каловдутие не было каловдутием
Согласны 3 из 3
11.12.2016 | 20:43 freawertyhn [210401]
после LA Noire больше увы не было настолько годных игр с такой лицевой анимацией( тк жду анонса сиквела!
Согласны 3 из 3
12.12.2016 | 11:43 PsychoZigOld [376386]
Отличная статья, спасибо.
Мечтаю, когда же, наконец, наберусь терпения и найду время, чтобы поиграть хотя бы в одну из глобальный стратегий Парадокса или же хотя бы серии Тотал Вар:)
Согласны 0 из 0
12.12.2016 | 15:34 сывмвым выывыв [ML] [526606]
PsychoZigOld
Отличная статья, спасибо.
Мечтаю, когда же, наконец, наберусь терпения и найду время, чтобы поиграть хотя бы в одну из глобальный стратегий Парадокса или же хотя бы серии Тотал Вар:)

Совет как ярого фана ТВ, начни с Сегуна 2. Кстати пройти компанию можно за пару суток активной игры, ибо затягивает не по-детски)
Согласны 0 из 2
12.12.2016 | 18:48 bachus0906 [396917]
Надо наверное не прочесть ни одной исторической книги, и на уроки истории совсем забивать, чтобы бредни про тамплиеров и асасинов называть историческими. М. Дрюон и его " Проклятые короли" таким в помощь.
Войти и прокомментировать                Войти под логином игромании | Зарегистрироваться
Поиск по сайту Игровые платформы: PC  |   X360  |   XONE  |   PS3  |   PS4  |   Wii  |   Wii U  |   PSP  |   Vita  |   NDS  |   3DS  |   Android  |   iOS
1997-2018 ООО «Игромедиа». Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции. Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции. Для прямого контакта с редакцией пишите на основную почту «Игромании.ру».
Пользовательское соглашение

КОММЕРЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
Механизм выбора платформы позволяет отображать на страницах информационного портала материалы, относящиеся строго к выбранным платформам.

Каждый пользователь индивидуально выбирает для себя интересующие его игровые платформы.
 
Rambler's Top100 Яндекс цитирования