
Серия Yakuza, известная в Японии как Ryū ga Gotoku, всегда была излишне консервативной. С релиза самой первой игры в 2005 году изменилось немного: бессменный главный герой Кадзума Кирю все так же бегает по смехотворно маленькому клочку Токио, раздает тумаки хулиганам, обитающим в грязных подворотнях, с тем же аппетитом уплетает национальную еду в местных забегаловках и решает проблемы родного клана.
В новой игре все это осталось неизменным. Вот только события Yakuza 0 происходят не в настоящем времени, как можно было бы ожидать от очередной новой части Ryū ga Gotoku, а в прошлом — в 1980-х годах. «Нулевая» игра станет приквелом всей серии.
Честь семьи
Все признаки эпохи на месте: первые JRPG для Famicom и длинные очереди за ними во всех магазинах, пейджеры, дискоклубы, рок-н-ролл, леопардовые мини-юбки, косухи и прически в стиле «утиный хвост». «Миллениум-Тауэр» еще не построен, а на его месте ютится грязный торговый квартальчик с караоке-барами и лапшичными всех мастей.

Недавно окончивший школу Кадзума Кирю только начинает свою карьеру в семье, выколачивая деньги из должников некоего ростовщика. В один прекрасный день рутинная коллекторская работа превращается в повод для мощнейшего скандала внутри семьи, и в эпицентре оказывается Кадзума.
Yakuza 0 не гнушается (и никогда в общем-то не гнушалась) всей этой криминальной клюквы с тройными подставами, интригами и расследованиями. Наблюдать за этим смешно, но уж точно не скучно. Впрочем, не ради остросюжетной драмы люди играют в Yakuza, но ради увлекательной боевой системы и уникальной, по-японски абсурдной «песочницы».

Уличные танцы
Боевая система, к слову, тоже меняться не спешит. Разработчики обучили главного героя новым трюкам, да и те — новые лишь на словах. Как и в пятой части, в Yakuza 0 нет загрузок при переходе из режима исследования в боевой, что благоприятно влияет на игровой процесс и не ломает общий ритм. Кроме того, из ответвления Ryū ga Gotoku Ishin разработчики позаимствовали четыре боевых стиля, открывающихся по мере прохождения.

Все эти приемы отнюдь не бесполезны. Враги в Yakuza 0 гораздо умнее и злее тех, что были в прошлых играх серии. В новой части даже безобидное хулиганье порой может удивить неожиданной атакой или особо мощным ударом, поэтому зевать в рукопашных схватках попросту нет времени. А местные боссы заставят попотеть.

Чтобы выйти из всех схваток победителем, предстоит прокачивать навыки главного героя. Все эти улучшения стоят денег — хрустящих иен. Валюту, которая обильно сыпется из врагов, нужно копить, а затем вкладывать в развитие Кадзумы. Опыт в игре, кстати, тоже есть. Его можно заработать, выполняя сторонние задания, и пустить на прокачку «социальных» (не боевых) умений героя.

Лучший парк аттракционов
Еще Yakuza славится массой всяческих развлечений, поданных в виде мини-игр. В «нулевой» части ко всему прочему добавились диско-танцы. Кирю зажигает на танцевальной площадке во время ритмической игры: игроку в это время предстоит двигать аватара по прямоугольному полю, поделенному на клетки, и вовремя нажимать нужные кнопки. Все это, конечно, меркнет на фоне настольного тенниса из четвертой части, но тоже увлекает.

Кроме того, в Yakuza 0 нашлось место должности управленца: при желании можно стать начальником хостесс-клуба, самостоятельно наряжать девушек и подбирать им макияж. Никуда не делись и азартные игры. Среди них есть кое-что новое — так называемые «кошачьи бои», драки между обмазанными маслом полуголыми дамами. На кого поставить: на девочку в школьном купальнике или бразильянку в бикини? Решать вам!
* * *
Пока Yakuza 0 только радует. Из года в год Тосиро Нагоси и его команда придумывают все более и более изощренные (в хорошем смысле) способы развлечь игрока и пишут драматические истории про японскую мафию, любовь, предательство и настоящую мужскую дружбу. Надеемся, и в этот раз не подведут.
Игра выходит уже совсем скоро — 24 января.