Опытнейший адепт старинных квестов и эпических ролевых игр, виртуальный путешественник по множеству миров. Заслуженный паладин Азерота. Ностальгирует по «Денди», но инстинктивно не доверяет всему, что не снабжено клавиатурой и мышью. В играх больше всего ценит красивую и интересную историю.
Дело обещало быть легким. Так всегда бывает перед тем, как всё пойдет наперекосяк. Клиента укокошили прежде, чем я успел расспросить его о задании. Три выстрела в упор. Полиция шныряет повсюду, но расследование не клеится. Тем временем у меня на телефоне виснут загадочные личности — от звонящих из-за решетки подозреваемых до боссов корпораций. У каждого найдется скелет в шкафу. У каждого своя игра, но всем нужна информация.
Информация хранится на серверах, за охраняемыми терминалами.
Gunpoint — игра очень необычного жанра логической головоломки с элементами скрытности. На каждом уровне мы должны добраться до цели — обычно это компьютерный терминал. Мешают нам в этом деле запертые двери, камеры, сигнализация и охранники. Вооруженные. Зоркие. Меткие. С отличной реакцией.
Частично проблема решается с помощью суперснаряжения, благодаря которому Ричард Конуэй может совершать многометровые прыжки, падать с любой высоты, ползать по стенам и потолку. Если охранник стоит спиной, его легко обезвредить в стиле «Чужого», с наскока. Сбив врага с ног, Ричард ударом кулака выводит его из строя.
Сам же Ричард не вооружен. Пистолет в игре есть, но появляется он ближе к концу сюжета. Использовать его не обязательно, да и не рекомендуется: если подстрелить охранника, лучше быстрее доделывать дела и смываться — через полминуты выход с карты перекроет снайпер. Прятки, прыжки, бесшумные приземления — вот выбор настоящего шпиона. Но это только часть возможностей героя.
Главное наше преимущество кроется в области хакерской: главный герой умеет на расстоянии перепрограммировать электронную начинку домов. Тут-то и начинаются логические головоломки.
Начнем с простого: как открыть дверь с биометрическим замком? Если рядом есть выключатель верхнего света, решается задача тривиально. Переходим в «электронный» режим зрения, в котором подсвечиваются все схемы, «отвязываем» выключатель от лампы и подсоединяем к двери. Схема успешно обойдена: нажатие на выключатель откроет дверь.
Другой простейший пример: надо сделать так, чтобы стерегущий лестничный пролет охранник отошел подальше или отвернулся, открыв спину для удара. Соединяем лампу с выключателем на другом этаже, щелкаем — охранник видит, что свет на этаже погас, послушно идет к выключателю.
Если камера наблюдения подсоединена к сигнализации — отсоединяем и проходим. Или, наоборот, если нужно быстро отвлечь врагов, задействуем сигнализацию в другой части дома. Работают принципы бинарной логики, а вместо выключателей можно использовать камеры, датчики движения, кнопки лифта и даже детекторы звука.
Обычно электронная система дома разделена на несколько изолированных частей, которые нельзя логически объединить — это усложняет головоломки. К тому же часть систем бывает изначально «закрыта» для хакера — чтобы открыть их, нужно добраться до монтажной коробки.
В основном, электроника используется, чтобы терроризировать бедных охранников: их зашибает внезапно открывшимися дверями, они проваливаются в предательски распахнувшиеся люки, их лупит током из розеток.
Ближе к концу игры у нас появляется возможность взламывать даже пистолеты в руках у врагов. Например, делать так, чтобы нажатие на спуск включало свет, — пока охранник разбирается с оружием, давшим осечку, его можно успеть сбить с ног. Другой хитрый прием — логически подсоединить выключатель к пистолету: нажали на кнопку — пистолет выстрелил сам (и, возможно, подстрелил напарника). Правда, на эти сложные приемы действуют серьезные ограничения: на них тратятся батареи, которые на уровнях почти не встречаются, — запас можно пополнить лишь между заданиями, и стоят батареи дорого.
Пиксельный нуар
Уровни-головоломки нанизаны на детективный сюжет, в котором герой общается с персонажами по телефону и зарабатывает выполненными миссиями деньги. Сколько заплатит заказчик, зависит от того, «чисто» или «грязно» сработал Ричард. Выставляется оценка, которая влияет на гонорар. Если героя в процессе выполнения миссии не заметили, если он не шумел и справился быстро, денег прибавится. Если заказчик предложил поискать на уровне ноутбуки с дополнительной информацией — стоит поискать: за них доплатят отдельно. И уж конечно, если заказчик попросил обойтись без жертв, лучше попытаться решить задания «мирным путем», не трогая охрану.
Сюжет, конечно, служит лишь для «склеивания» головоломок. Но сделан он неплохо, особенно если вчитываться в задания и записи в ноутбуках. Есть в истории и ветвления, в которых Ричард Конуэй может выбрать, на чью сторону встать. Диалоги сделаны очень хорошо, но тут как раз удивляться нечему: их делал профессиональный игровой журналист. Как и всё остальное в этой игре.
Да, Gunpoint — проект одного человека. За названием студии Suspicious Development скрывается Том Фрэнсис, игровой журналист с восьмилетним стажем. Разработка Gunpoint заняла у него три года — правда, по большей части он делал игру по уикендам в свободное время. Весь игровой код принадлежит ему, как и сценарий. Лишь для того, чтобы обеспечить визуальный ряд и музыку, пришлось прибегнуть к помощи пары художников, добавивших пиксельного очарования, и трех композиторов, подаривших игре прекрасный джаз. И проект вышел очень интересный, и был он замечен: в марте Gunpoint даже номинировали в категории «Лучший геймдизайн» на фестивале независимых разработчиков при Game Developers Conference.
И результат теперь перед нами — игра стоит 9-10 долларов на Steam вместе с редактором уровней. Для тех, кто готов заплатить больше, автор подготовил версии с внутриигровыми комментариями и саундтреком. Для самых щедрых Том Фрэнсис добавил в комплект собственноручно снятую документальную ленту о создании игры, а также девять играбельных прототипов.
Вот последний пункт, кстати, особенно интересен. Еще никогда разработчики игр не выкладывали в разделе «спецматериалы» альфа- и бета-версии своих проектов. Том Фрэнсис, похоже, оказался первым, кто решил, что игрокам полезно будет знать (особенно за их же деньги), с чего начинаются инди-игры.
* * *
Единственный недостаток Gunpoint — игра коротковата. Она проходится за один вечер, благо сложность головоломок никогда не зашкаливает. Уровни можно проходить разными способами и очень быстро, особенно если не стремиться достичь наивысшей оценки. Но едва ли стоит ждать десятков часов геймплея от игры ценой в десяток баксов.
Главное, что удивляет в Gunpoint, — насколько ладно она скроена, насколько продуманна при том, что создавал ее дилетант, до того никогда не занимавшийся разработкой игр. Похоже, Тому Фрэнсису и впрямь помог его опыт игрового критика.
Уже успел пройти. Игрушка действительно интересная, жалко, что возможностей немного (хотя поначалу способность залезть с потолка на стену, а потом пробить головой стекло радует). Надо бы вторую часть.
Согласны 0 из 4
06.06.2013 | 15:20ZnatokN123[206288]
-В тысячах мыслях нет новых идей!-С. Шнуров.
Согласны 4 из 4
06.06.2013 | 16:11Alce[194786]
В Steam сейчас как раз с небольшой скидкой идёт.
Согласны 0 из 1
07.06.2013 | 18:18assassin18[176284]
Krond На фото напоминает Шелдона отчасти, если вы понимаете о чем я. =Ъ Мне лично Роршаха из Хранителей напомнило...
Согласны 2 из 2
09.06.2013 | 15:33Deep211[137586]
Неожиданно великолепно. Маленький кусочек чистого удовольствия. Стильный ретро-дизайн, нуар, замечательный джаз, отличный юмор в диалогах, ну и, конечно, чрезмерно увлекательный геймплей, баловство с электричеством и прилипание к стенам. И прошибание головой стёкол, разумеется! Рекомендую.
На фото напоминает Шелдона отчасти, если вы понимаете о чем я. =Ъ
Мне лично Роршаха из Хранителей напомнило...