Культура самопожертвования во имя Отечества присуща многим народам. Если солдаты Красной армии шли на амбразуру «за Родину, за Сталина», то в Японии — за императора. Умереть с честью за отчизну для японца всегда было святым долгом, который вдобавок, как они считали, приближал их к сонму многочисленных божеств. Но именно во вторую мировую, когда Япония оказалась на грани капитуляции, самоубийственные атаки стали одной из ключевых и официально признанных военным руководством страны тактик.
Камикадзе и есть тот «божественный ветер» («ками» — божество, «кадзэ» — ветер), который должен был обрушиться на американский военно-морской флот на заключительном этапе войны на Тихом океане. Однако сам термин имеет куда более глубокие историко-культурные корни: в тринадцатом веке так называли спасительный тайфун, который дважды уничтожил корабли монгольской армады хана Хубилая на подступах к берегам Ямато.
Однако в этот раз уповать на природную стихию не приходилось, и решительные действия предпринял вице-адмирал Такидзиро Ониси, который вошел в историю как «Отец камикадзе». После разгромного поражения в битве у атолла Мидуэй 4 июня 1942 года Объединенный флот Японии все сильнее уступал американской военной машине. И к 1944 году, когда США начали крупнейшую морскую операцию XX века в заливе Лейте, от так называемого Первого воздушного флота, командовать которым и назначили Ониси, оставались три десятка побитых истребителей Mitsubishi A6M Zero и несколько бомбардировщиков Mitsubishi G4M («Бетти»).
► Такидзиро Ониси, человек, узаконивший камикадзе.
Всего же на японскую армию приходилось около трехсот самолетов. Для сравнения — американцы располагали полутора тысячами, к тому же это были куда более современные Grumman F6F Hellcat, P-51 Mustang и F4U Corsair. С кораблями ситуация оказалась того плачевней — восемь сотен разных звездно-полосатых боевых судов против семидесяти латанных-перелатанных крейсеров и пары суперлинкоров.
► Кроме технологической отсталости японской авиации, в качестве одной из основных причин их проигрыша во многих битвах историки называют отсутствие модели подготовки пилотов. Так, если американский летчик показывал хорошие результаты в нескольких боях и становился асом, его отправляли в штаб обучать новобранцев, передавать им свои навыки. Тогда как даже самый опытный японский летчик сражался до победного. Или до смерти. Чаще, конечно, второе.
Во время вторжения американцев на Филиппины Ониси со своей группой должен был прикрывать эти суперлинкоры — «Ямато» и «Мусаси». Поражение Императорского флота означало бы потерю контроля над стратегически важной территорией и захваченными источниками нефти, которой и так катастрофически не хватало. Впрочем, все понимали, что грядет убийственная мясорубка и им не выстоять: «Я не думаю, что есть еще какой-то способ выполнить стоящую перед нами задачу, кроме как обрушить вооруженный 250-килограммовой бомбой Zero на американский авианосец», — заявил Ониси на одном из брифингов. Так появились «Специальные ударные отряды «Божественный ветер».
► Бомбардировщики Mitsubishi G4M и истребитель Mitsubishi A6M Zero.
► Легендарные японские линкоры «Ямато» и «Мусаси».
Люди — единственный на тот момент не дефицитный ресурс военного командования. В камикадзе охотно записывались не только двадцатилетние новобранцы, которые желали отомстить врагу и возвысить свой род (семья пожертвовавшего собой автоматически становилась самой уважаемой в городе), но и пилоты иных авиагрупп. Первые четыре воздушных соединения сформировали довольно скоро: «Асахи», «Сикисима», «Ямадзакура» и «Ямато». А ближе к концу войны и вовсе половину морских летчиков перевели в камикадзе. Особой подготовкой их не утруждали, новичков зачастую даже не учили стрелять из бортовых орудий — да и зачем, если главным условием успешно выполненного боевого задания было невозвращение на базу. Позднее даже разработали специальный самолет NakajimaKi-115 Tsurugi — после взлета он попросту откидывал шасси. Воспользоваться ими, правда, не успели (а построено было около ста единиц), страна проиграла войну.
► Ки-115 «Цуруги» — простейшая одноразовая машина с двигателем двадцатых годов. Его задачей было вылететь с 800-килограммовой бомбой в бой. И не вернуться.
Живая бомба
Первая существенная победа камикадзе случилась 21 октября 1944 года. Однако под удар попал не «американец», а тяжелый крейсер «Австралия», флагман австралийского флота. Японский пикировщик D3 протаранил надстройки судна, убив тридцать человек экипажа, включая капитана. Хотя двухсоткилограммовая бомба, которой был «заряжен» самолет, не взорвалась, существенные разрушения нанесли обломки фюзеляжа и вспыхнувшее авиатопливо. Корабль надолго отправили в доки на ремонт.
► Символом камикадзе были хризантемы. Перед вылетом обычно проводили ритуал с чашечкой саке и белой повязкой на лоб — хатимаки.
Через четыре дня подразделение «Сикисима» нанесло удар по эскортным авианосцам США типа «Касабланка». Японцам в тот день повезло. Американцы не были готовы к продолжительному преследованию своих кораблей японскими судами (началось задолго до главной атаки) и после того, как авиагруппы израсходовали весь боезапас, были вынуждены направить свои самолеты для перевооружения на сушу. В этот момент камикадзе атаковали.
Первым вспыхнул американский авианосец «Сенти», когда один из A6M Zero рухнул в районе его кормы. Через мгновение из строя был выведен «Суони» и потрепало «Калинин-Бэй». Последнему удалось при помощи палубных пушек расправиться с двумя самолетами камикадзе, но потом его пришлось долго ремонтировать. Больше всего не повезло авианосцу «Сент-Ло» — подбитый японский самолет рухнул точно на палубу, и 250-килограммовая бомба, которой был укомплектован каждый «Зеро», сдетонировала. В результате начал взрываться собственный арсенал корабля, и многотонного гиганта буквально разорвало на куски. Погибло 114 членов экипажа. Тот «размен» для японцев оказался выгодным: семнадцать пилотов-смертников смогли расправиться с семью авианосцами, один из которых тут же ушел под воду.
► Вопреки распространенному мнению не все камикадзе погибали. Известно, что один из пилотов-смертников прошел через всю войну, трижды избежав смерти. Везение на грани фантастики.
На волне первичного успеха, когда враг был дезориентирован и не успел принять ответные меры, программу камикадзе многократно усилили. Более двух тысяч пилотов в течение ближайших месяцев самостоятельно распрощались с жизнью в попытках разбиться об американские суда. В это же время японцы придумали Yokosuka MXY7 Ohka — «крылатую бомбу» с ракетным двигателем, которой тоже должен был управлять смертник, сидящий внутри. «Ока» не имели собственных взлетных двигателей и посадочных шасси и нуждались в самолете-носителе, в качестве которого обычно использовались бомбардировщики Mitsubishi G4M. Именно он и стал слабым звеном проекта: медлительный и неповоротливый самолет, груженный тяжелой бомбой, становился совсем неуклюжим и превращался в легкую мишень. Чаще всего запустить бомбу с камикадзе даже не успевали.
► Американцы называли аппарат «Ока» не иначе как «Бака», что значит «дурак». Вероятнее всего, из-за неэффективности таких бомб.
Всего во время боев за Филиппины в результате деятельности камикадзе американцы потеряли 2 авианосца, 6 эсминцев и 11 транспортов. И все же это не помешало им высадить войска в районе острова Лейте. Японцы продолжали отчаянно проигрывать…
Самая интенсивная самоубийственная война разгорелась во время сражений за Окинаву. Без малого полторы тысячи самолетов участвовало в атаках. Самым серьезным успехом камикадзе стало уничтожение авианосца «Банкер-Хилл». Пара врезавшихся в него «Зеро» вызвала пожар: потери американцев составили восемьдесят самолетов, находившихся в тот момент на палубе, и почти четыреста человек экипажа.
* * *
Впоследствии американские военные научились справляться со смертниками и в 90% случаев сбивали их на подлете. Тактика камикадзе была эффективной лишь первое время. И все же японское командование успело отправить в последний полет почти четыре тысячи человек. В 1945-м хитрые генералы пошли еще дальше и собрали отряды сухопутных камикадзе, которые толкали перед собой тележки со взрывчаткой в надежде подорвать советский танк...
Всего за время войны по вине японских камикадзе, по словам американской стороны, потоплено 34 корабля и чуть меньше 300 выведено из строя. Японская сторона настаивала на 81 потопленном и 190 поврежденном. В любом случае за всеми этими цифрами стоят человеческие жизни. С обеих сторон конфликта.
► Авианосец «Банкер-Хилл» горит после того, как его протаранил летчик-камикадзе.
Чем все закончилось в итоге, мы знаем из уроков истории. 16 августа 1945 года император объявил о безоговорочной капитуляции Японии. Сразу после этого Такидзиро Ониси, идеолог камикадзе, совершил сэппуку.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: в World of Warplanes проходит акция «Божественный ветер», которая станет напоминанием о культуре самопожертвования ради общей победы.